Кадровый рынок в январе 2011 года

 

Вслед за тем как лидеры рынка интернет-рекрутинга HeadHunter.ru, Superjob.ru и Indeed.com представили свои отчеты за январь, пора и нам подвести некоторые итоги.

О хорошем

Indeed.com говорит о снижении глобального (по всему миру) количества вакансий на 11%, по сравнению с данными декабря 2010 года. При этом Superjob.ru констатирует увеличение общероссийского количества вакансий (но только на своем сайте, разумеется) на 11%, а HeadHunter пишет о росте числа московских вакансий  примерно на 13% (тоже на своем сайте). Таким образом, если довериться статистике лидеров российского рынка Интернет-рекрутинга (т.е., HeadHunter’a и Superjob’a), мы идем «впереди планеты всей», и это конечно приятно.

Далее, официальная безработица. Продемонстрировав небольшие колебания в январе, уровень официальной безработицы в России находится примерно на уровне 2,1-2,2% от численности экономически активного населения.

Безусловно, к хорошим новостям также необходимо отнести отсутствие глобальных кризисных явлений и многочисленные прогнозы о положительной динамике рынка. HeadHunter, например, в своем отчете так и вовсе говорит о превышении докризисных показателей.

О тревожном

К сожалению, игнорирование проблемы не всегда помогает ее решению. Так общеизвестно, что официальная безработица всегда ниже реальной. В России по разным оценкам она ниже в 3,5-4 раза. Естественно, объективную статистику по скрытой безработице получить невозможно, однако можно предположить, что в кризис реальная безработица только возрастала. Между прочим, одной из негативных тенденций кризиса стал рост теневой экономики и торможение процессов «обеления» бизнеса. Логичным будет предположить, что значительный рост ставок ЕСН с начала этого года только подстегнет эту тенденцию. Вся эта ситуация, безусловно, не может не сказаться на реальных заработках и уровне социальной защищенности людей (и в том числе на просрочках по выплате неофициальной части зарплаты), а также на размере скрытой безработицы.

По поводу безработицы также необходимо сказать о методике расчета. То есть о том, почему мы, к примеру, так доверяем американским или европейским данным о количестве безработных, но скептически относимся к российской официальной статистике. Дело в том, что безработный американец в течение периода до года (а иногда больше) через службу занятости получает до 70-80% от своего заработка: точнее, примерно от 700 до 2000 долларов в месяц, в зависимости от прошлого уровня дохода. Соответственно, сложно представить себе американца, который откажется от регистрации в службе занятости, таким образом отказываясь и от пособия. В России же максимальный размер пособия по безработице составляет 5000 рублей, то есть около 160 долларов США. В итоге далеко не все безработные россияне, даже имевшие раньше полностью официальную занятость, обращаются за пособиями. Таких «необращающихся» людей статистика безработных, конечно, не учитывает. Суммируя все вышесказанное, мы можем предположить, что реальный уровень безработицы в России вряд ли меньше (а скорее больше) общемирового, который оценочно (и, опять же, по официальным данным) составляет около 6,1%.

Другим тревожным моментом является продолжающаяся неопределенность общей экономической ситуации. К счастью для рынка труда, многие работодатели предпочитают частично закрывать на это глаза и набирают персонал, боясь упустить выгоду. Однако важно помнить, что пережившие кризис компании теперь в любой момент готовы к резкому изменению динамики подбора и поведения на кадровом рынке.

О тенденциях

В свете посткризисных настроений (заключающихся, в первую очередь, в боязни предпринимателей потерять деньги) ключевой тенденцией кадрового рынка стала борьба за «таланты». Яркий пример — недавнее объявление компании Google о желании нанять 6000 человек. Вообще, «таланты» — это узкие специалисты, необходимые компаниям для удержания и усиления конкурентных позиций на рынке. Кто именно попадает в категорию «таланты» подчас является непредсказуемым, однако таким кандидатам обеспечено прекрасное самочувствие на рынке труда.

Другой важной тенденцией в России стал нетипично высокий для января уровень активности работодателей. Ведь обычно январь — это месяц отпусков и «низкий сезон» для рынка подбора персонала. Можно предположить, что это в том числе связано с вероятным и прогнозировавшимся увеличением рекрутинговых бюджетов по сравнению с прошлым годом. То есть, в этом году полученный бюджет HR’ы начали осваивать сразу же, не дожидаясь возможных изменений в политике руководства.

Заключение

В целом, позитивные новости вызывают позитивные эмоции. Пожалуй, участникам рынка стоит воспользоваться нынешней благоприятной ситуацией на рынке — ведь дальнейшая динамика по-прежнему выглядит весьма неопределенно.

Редакция проекта HRpuls.ru

Фото: Shutterstock