Рынок труда в феврале — взгляд Интернет-порталов

 

Крупнейшие рекрутинговые порталы в Интернете — hh.ru, superjob.ru и rabota.ru — опубликовали свои отчеты о том, как прошел февраль 2011 года, с точки зрения российского кадрового рынка. В целом, если сравнивать с январскими отчетами, в обзорах поубавилось позитива.

Впрочем, ситуация на рынке существенно не изменилась.  Поэтому изменение тональности, как нам кажется, скорее связано с не столь уж радужной оценкой рынка, бытующей в обществе. Уровень реальной безработицы по-прежнему высок, реальные доходы по-прежнему ниже докризисных, а хорошо себя чувствующие отрасли (такие как сфера информационных технологий или медицина) с лихвой компенсируются депрессивными (например, строительством).

Если говорить о цифрах статистики, то интересным представляется факт увеличения количества вакансий по сравнению с январем на hh.ru — на 27% в Москве, однако снижения того же показателя на ресурсе superjob.ru — на 7,6%. При этом rabota.ru фиксирует практически не изменившееся количество вакансий: +2%.

С нашей точки зрения, такие данные, прежде всего, могут говорить о том, что HeadHunter выигрывает конкурентную гонку с SuperJob’ом. Даже учитывая то, что HeadHunter представил московские цифры, а SuperJob — российские. Причины этого явления, пожалуй, достаточно очевидны — оба ресурса значительно повысили цены на свои услуги в 2011-м году. Таким образом, на фоне все еще слабого рынка многим компаниям пришлось выбирать только одного провайдера из этой двойки лидеров. И здесь преимущества HeadHunter’a кажутся очевидными — услуги стоят дешевле, а рейтинг посещаемости — выше, чем у SuperJob’a. Впрочем, посмотрим, как будут развиваться события в этой «дуэли».

При этом HeadHunter, скрывая позитив (как уже было отмечено выше,) пишет о том, что «если приглядеться, картина не столь оптимистична». В подтверждение этого факта приводятся данные о росте количества активных резюме соискателей в 1,5 раза (что, отметим в скобках, весьма хорошо для самого HeadHunter’а).

Если же говорить о разбивке по отраслям, то все три указанных ресурса сходятся в том, что проще всего найти работу рабочим и низкоквалифицированному персоналу — как в сфере услуг, так и на производстве. Здесь наблюдается наименьший конкурс резюме на открытые вакансии.

Весьма неплохо себя также должны чувствовать ИТ-специалисты, медики, фармацевты, маркетологи и рекламщики.

Наоборот, трудно найти работу юристам, сотрудникам СМИ, а также (традиционно) топ-менеджерам.

Superjob.ru также отмечает некоторый рост зарплат, однако по сути, здесь можно говорить лишь о рутинной ежегодной индексации, которая в лучшем случае способна компенсировать высокий инфляционный уровень.

Итак, можно сделать вывод, что главной новостью февраля стало отсутствие значительных изменений на кадровом рынке. Наиболее же интересным событием для Интернет-рекрутинга представляется заметное снижение активности на SuperJob’е по сравнению с главным конкурентом — HeadHunter’ом.

 

Ссылки по теме:

Отчет HeadHunter’a: Рынок труда Москвы в феврале 2011 года

Отчет SuperJob’а: Рынок труда: мониторинг, динамика, индексы, февраль 2011

Отчет от rabota.ru: Рынок труда: февраль

Редакция HRpuls.ru