Российские руководители боятся собственных сотрудников?

 

Компания, как экономический организм, обитает в своей окружающей среде, которая, надо заметить, в родном отечестве крайне изменчива и агрессивна. Однако, похоже, подчиняясь законам природы, российские предприниматели научились адаптироваться к этому. Но одновременно большинство из них болезненно воспринимают риски, которые возникают по вине персонала компании.

Внутренний страх

Российские руководители больше всего бояться собственных сотрудников. Именно такой вывод можно сделать, оценивая результаты исследования КПМГ, посвященного эволюции подходов к управлению рисками в крупных российских компаниях финансового и нефинансового секторов. Согласно данным, участники опроса из России и Казахстана в качестве представляющих наиболее высокую степень опасности для бизнеса выбрали риски персонала (43%).

«Надо полагать, что кадры для российского бизнеса – это просто более понятный источник риска, чем другие – иногда более опасные. Постоянно работая в условиях политической и экономической нестабильности, каждый день опасаясь потерять бизнес, начинаешь игнорировать те риски, которые не поддаются оценке и прогнозу: если долго бить по одному и тому же месту, оно перестает воспринимать боль. На персонал можно повлиять, а те риски, которые возникнуть из-за действия сотрудников, можно хоть как-то прогнозировать», – считает Андрей Иванов, исполнительный директор кадрового центра «ЮНИТИ».

Действительно, в сравнении с угрозой попасть под пристальное внимание контролирующих органов или стать объектом недружелюбного поглощения, опасности, связанные с кадрами, выглядят более предсказуемо. Однако они проигрывают по степени прогнозируемости, например, финансовым, которые, по данным того же исследования компании КПМГ, значатся первыми в списке управленцев из Азии, Австралии, Западной Европы и Северной Америки. Пункт о персонале оказался у иностранных менеджеров лишь на шестом месте, после финансовых (51%), рыночных (48%), кредитных (47%), валютных (46%) и законодательных рисков (41%). Директор по персоналу УК «Емарк» Екатерина Прохорова, объясняя выбор отечественных экспертов, замечает: прямо или косвенно причиной остальных рисков также являются люди. «Часто спрогнозировать их поведение гораздо сложнее, чем тот же курс валют. Это и становится поводом для руководства винить за срыв сроков реализации проектов и невыполненные вовремя задания именно «человеческий фактор»», – полагает она.

Инфекции, передающиеся рыночным путем

Каких же «заболеваний» боятся отечественные предприниматели, что их больше всего страшит в собственных работниках? «Для каждого этапа развития бизнеса есть свои риски персонала. Для состоявшейся компании особая тема для опасений – мошенничество и кражи на работе, именно их больше всего боятся управленцы», – замечает Екатерина Прохорова.

«Главное, что я пытаюсь оценить в новых сотрудниках – это честность и порядочность. В душу человеку заглянуть, конечно, сложно, но если он уже имеет опыт работы в нашей отрасли, то, как правило, не составляет особого труда навести справки у предыдущих работодателей, – говорит Александр Бирюков, коммерческий директор компании «Лендор». – Но даже если сотрудник проработал у нас какое-то время, и вдруг появляется подтверждение его нечистоплотности – мы тут же расстанемся с ним».

По словам Екатерины Прохоровой, основная беда российских коммерческих организаций в том, что в подборе персонала редко участвует служба безопасности и не дается должная оценка потенциального сотрудника. Однако Андрей Иванов считает, что проблема, на самом деле, лежит в другой плоскости и решить ее, например, детектором лжи нельзя. «Любой бизнес строится на доверии к людям – не важно, партнеры это или сотрудники. Как можно работать, а тем более эффективно работать, когда ты постоянно опасаешься того, что один из органов – подразделений твоей компании – внезапно не захочет выполнять свои функции?» – поясняет генеральный директор кадрового центра «ЮНИТИ».

Кстати вопрос мошенничества часто пересекается со вторым страхом большинства бизнесменов – текучкой кадров, а конкретнее – переманиванием персонала. «Наиболее очевидные риски связаны, в понимании предпринимателей, с потерей клиентской базы, если увольняется специалист в области продаж, – поясняет Екатерина Прохорова. – Однако «унести» с собой при переходе часть интеллектуальной собственности, принадлежащей компании, и ее коммерческих тайн может и любой менеджер среднего звена или инженер».

По словам Андрея Иванова, сегодня ситуация с «перекупкой» сотрудников все больше напоминает докризисную. «Рынок не оставляет компаниям времени на раскачку – для развития нужны опытные специалисты, поэтому использовать прямой поиск (headhunting) приходится все чаще. Защитить себя работодателям непросто. Если сотрудник получает предложение, в полтора-два раза превышающее его зарплату, то его крайне сложно удержать даже  продуманной мотивационной системой, – поясняет эксперт кадрового центра «ЮНИТИ». – Однако не так опасно перекупание, как последствия, к которым оно может приводить. Порой у человека, побывавшего несколько раз объектом подобного торга, снижается внутренний порог корректности. С подобными ситуациями мы сталкивались в разгар кадрового дефицита. Бывали случаи, когда специалист, рассчитывая на очередное повышение дохода, сам инициировал переход к новому работодателю, предлагая те самые коммерческие тайны и информационные базы». Говоря о том, как избежать подобных рисков, Андрей Иванов советует обращать внимание на то, насколько корректно кандидат уходит от своего предыдущего работодателя – и не ждать лояльности к своей фирме от человека, с легкостью согласившегося предоставить все контакты и секреты.

Управленческие предрасположенности

Компании опасаются мошенничества и переманивания специалистов, однако больше страдают от внутреннего «человеческого фактора», постоянно снижающего эффективность работы организации. Многие риски персонала в принципе не оцениваются, поскольку считается, что все они зависят от сотрудника и его личностных особенностей (квалификация, мотивация). Однако во многих случаях возникновение опасных ситуаций провоцируется самим руководством.

Ирена Бетанова генеральный директор Центра делового развития «Бизнесград» считает, что большая часть страхов отечественных руководителей связана с их низкой компетентностью в области управления персоналом. «Почему-то всем кажется, что это легко, а на практике оказывается, что менеджеры не в состоянии заставить своих подчиненных выполнить поставленные задачи», – замечает эксперт. «Все руководители хотят, чтобы персонал был знающим и мотивированным, – соглашается Анжелика Токарь. – Однако знающих надо взращивать, а мотивированных – мотивировать. А для этого самим нужно многое уметь, помимо организации и планирования».

Оценивая типичные ответы своих студентов, обучающихся по программе МВА, Ирена Бетанова определяет, что основные инструменты большинства руководителей – это зарплаты (как пряник), а также угрозы и аттестации (как кнут). При этом мало кто вспоминает про организацию труда, управление деятельностью работников и уж тем более про внутренний мир подчиненных, определяющий их систему мотивации, особенности своего стиля управления, происходящие в коллективах процессы.

Источник: «ЮНИТИ»

Фото: X-MEN

 
 

Еще на HRpuls.ru: