Большинство сотрудников российских компаний получат на новый год бонусы, а хотели бы – прибавку к зарплате

 

В преддверии завершения календарного года международное кадровое агентство Kelly Services проанализировало ситуацию с бонусами в российских компаниях в 2011 году. По сравнению с 2010 годом количество сотрудников, получавших регулярные премии, выросло. Однако, больше половины участников исследования по-прежнему не  довольны системой премирования, принятой в их компаниях.

У 39% участников исследования бонусы являются составной частью ежемесячного дохода. 23% респондентов премируются по итогам квартала, а 20% — по итогам всего года. 10% респондентов отметили, что выплата премий происходит спонтанно – решение принимает начальство, а еще 8% заявили, что система премиальных формально в компании есть, а выплат не было и не предвидится.

В 2011 году выросло количество сотрудников, получавших регулярные выплаты переменной части — 54% против 45% в 2010 году.  Еще 17% также получали премиальные, но отметили, что происходило это в течение года нерегулярно. 30% опрошенных заявили, что в течение 2011 года бонусные программы в их компаниях не работали.

Тем не менее, 69% респондентов надеются, что получат бонус по итогам завершающегося года. Из тех сотрудников, кто не рассчитывает на годовую премию, большинство сетуют на отсутствие положительных финансовых результатов в их компании – 19%. 7% опрошенных предвидят отсутствие бонуса по причине плохих командных результатов, только 5% признаются в отсутствие личных достижений.

Существенно изменилось соотношение критериев, на основе которых компании выплачивают бонусы своим сотрудникам. Если в 2010 году от личной результативной работы зависело дополнительное вознаграждение у 38% опрошенных, то в 2011 году демонстрировать результаты ради бонуса должен был практически каждый второй – 48%.

По итогам бизнес-деятельности компании в целом получают бонусы 24%,  еще 23% — по результатам работы подразделения. У 5% существуют разовые выплаты по завершении проектной работы.  При этом сами сотрудники наиболее эффективным видом премирования по-прежнему считают комбинированный – за личные достижения, плюс, результаты команды — 60%. 30% настаивают на том, что максимально мотивирует на работу  только поощрение за высокие личные результаты. Лишь 7% готовы получать бонусы, ориентируясь на достижения в работе подразделения, и всего 3%  — исходя из  успешности бизнеса всей компании.

Тем не менее, для большинства сотрудников бонус не является привлекательной возможностью получить дополнительный доход —  почти две трети опрошенных (61%) заявили, что согласились бы на потенциальное уменьшение совокупного дохода, отказавшись от бонусов при условии некоторого увеличения фиксированной заработной платы.

Комментирует Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services CIS: «Обращает на себя внимание факт увеличения количества сотрудников, получающих бонусы за личные достижения в работе. В течение года мы отмечали тенденцию во многих компаниях – работодатели пересматривали соотношение постоянной и переменной части зарплаты в сторону увеличения последней, стараясь максимально мотивировать сотрудников на результат.

И судя по тому, что общее количество сотрудников, регулярно получавших в 2011 году бонусы, также выросло, этот способ мотивации  был эффективен для развития бизнеса».

В целом же по итогам исследования, менее половины респондентов (44%) выразили удовлетворение системой премирования, принятой в их компании. Из общего числа недовольных 20% указывают на то, что не понимают принципы начисления  бонусов, 17% полагают, что бонусная программа в их компании несправедлива, а 19% жалуются на ее сложность и запутанность.

Информация об исследовании: 

  • Данные являются результатом развернутого опроса, проведенного Аналитическим центром Kelly Services в декабре 2011 года.
  • В исследовании приняли участи 1920 человек, преимущественно белых воротничков городов-миллионников, представляющие 19 индустрий.
  • Профессиональный уровень респондентов: Начальный уровень – 13%, Специалисты – 53%, Менеджеры (Линейные руководители) –25%, Топ-менеджеры – 9%.

Справка о компании Kelly Services

Источник: Kelly Services CIS

Фото: к/ф «Гринч — похититель Рождества»

 
 

Еще на HRpuls.ru: