76% казахстанских компаний пока не готовы пользоваться услугами аутсорсинга

 

Осенью 2012 года кадровый холдинг АНКОР в Казахстане провел исследование, посвященное аутсорсингу. Исследование проводилось среди руководителей различного уровня в Казахстане. Цель исследования – проанализировать востребованность и оценить качество аутсорсинговых услуг в стране.

В исследовании приняли участие 93 менеджера среднего и высшего звена, из которых 31% директоров по персоналу, 24% руководителей компаний, 14% управленцев административных функций, а также руководители различных департаментов и подразделений.

18% менеджеров – представители банковской сферы, 17% — сферы товаров народного потребления, 15% респондентов из сферы медицина и фармация, а также представители других сфер.

Рейтинг аутсорсинга услуг и бизнес-процессов в Казахстане

Понятие аутсорсинга в Казахстане появилось относительно недавно и развиты не все направления этой сферы. Отмечается, что на сегодняшний день наиболее популярными функциями, которые компании передают в аутсорсинг, являются HR, IT и бухгалтерский учет.

Если говорить об HR-аутсорсинге, то наиболее известным направлением в Казахстане является рекрутмент.

53% респондентов подтвердили, что их компании используют привлеченный персонал, предоставленный кадровыми агентствами.  Причем, 67% пользуются услугами предоставления персонала на долгосрочные проекты, а 46 % компаний пользуется услугами аутсорсинга для предоставления персонала на краткосрочные проекты, 15% пользуются услугой по оформлению персонала в штат провайдера.

Среди преимуществ аутсорсинга 57% участников опроса выделяют оптимизацию и ускорение процессов, 51%  — экономию собственных ресурсов, еще 29% аутсорсинг привлекает другими факторами. Например, тем что на краткосрочные проекты не нужно принимать сотрудников в штат, а также экономией времени и снижением рисков для компании. 21% видит в аутсорсинге возможности для повышения эффективности бизнеса.

Однако передача услуг и бизнес-процессов в аутсорсинг в Казахстане не пользуется столь высоким спросом, как это принято на западе. Основной причиной этого называется отсутствие квалифицированных поставщиков услуг на рынке. Однако, даже при наличии таковых,76% респондентов не стали бы передавать в аутсорсинг бизнес-процессы и услуги. Основная причина — желание самостоятельно решать данные вопросы. Только 5% объясняют это политикой компании, неудачным опытом, а также спецификой производственных процессов.

Среди причин, препятствующих передаче бизнес-процессов в аутсорсинг, опрошенные выделяют  высокую эффективность процессов в собственном исполнении (38%), высокую стоимость аутсорсинга (26%), отсутствие конфиденциальности (25%),  неуверенность в эффективности (25%),  невозможность полного контроля процесса, осуществляемого другой компанией (21%), неготовность руководства компании (16%),  и другие факторы (38%).

Некоторые организации отмечают высокую эффективность аутсорсинга и высказывают желание пользоваться услугами аутсорсинга, но ввиду отсутствия конкуренции среди компаний-провайдеров, и, как следствие, высокой стоимости услуг, просто не могут позволить себе данный механизм. Несмотря на это, респонденты видят перспективы в данном направлении и дают свои рекомендации по улучшению качества обслуживания провайдерами (Рис.1).

Рекомендации по аутсорсингу бизнес процессов для улучшения качества обслу-живания провайдерами

Рис.1 Рекомендации по аутсорсингу бизнес процессов для улучшения качества обслу-живания провайдерами

Несмотря на невысокую популярность аутсорсинга бизнес-процессов в Казахстане, показатели удовлетворенности от сотрудничества с провайдерами заслуживает у клиентов достаточно высоких оценок (Рис.2).

Рис.2 Удовлетворенность от сотрудничества с провайдерами по аутсорсингу бизнес процессов

Рис.2 Удовлетворенность от сотрудничества с провайдерами по аутсорсингу бизнес процессов

Комментирует директор кадрового холдинга АНКОР в Казахстане Валерия Шевелева: «На первый взгляд, может показаться, что услуги аутсорсинга — финансово затратное решение. Но это обусловлено тем, что сравнивая стоимость услуг аутсорсинга с затратами на штатных сотрудников, компании  считают только видимые расходы —  заработную плату. Однако существует и львиная доля и невидимых расходов, таких как организация рабочего места, обеспечение офисной техникой, расходы на интернет, телефонию, подбор и обучение и так далее.

Казахстанский бизнес медленно приходит к пониманию удобства и надежности использования аутсорсинга, пример тому представительства крупных международных компаний, которые, руководствуясь западной практикой, стали использовать некоторые услугами аутсорсинга в Казахстане. Однако в целом казахстанский рынок аутсорсинговых услуг еще слабо развит из-за низкого спроса и непонимания преимуществ, которые он дает для бизнеса. За десятилетия существования аутсорсинга на западе менеджмент компаний уже ощутил положительный эффект от передачи определенных функций на аутсорсинг за счет экономии средств. Со временем и казахстанские компании, которые нацелены на активное развитие своего бизнеса, придут к пониманию того, что непрофильные и затратные в плане обслуживания функции могут более эффективно выполняться квалифицированным провайдером».

 
 

Еще на HRpuls.ru: