BCG и MIT: Переход компаний к экологичной модели бизнеса ведет к увеличению прибыли

 

Не менее половины компаний, изменивших свою бизнес-модель в сторону экологичности (sustainability), смогли благодаря этому увеличить свою прибыль. Таков основной вывод исследования, проведенного совместно The Boston Consulting Group (BCG) и изданием MIT Sloan Management Review Массачусетского технологического института (MIT).

Уточняется, что число компаний, сообщающих о росте прибыли вследствие перехода на экологичную бизнес-модель, выросло в 2012 году на 23%. В результате, общая доля таких компаний составила 37%.

Отметим, что «экологичная» (sustainable) бизнес-модель представляет собой такую организацию бизнеса, когда компания не оказывает никаких негативных эффектов на глобальную или локальную окружающую среду, общество и экономику.

BCG уточняет, что примерно половина опрошенных заявили, что их компании поменяли свою бизнес-модель в 2012 году, став более экологичными. Это на 20% больше, чем за год до этого.

Исследование также выявило, что компании на развивающихся рынках переходят на экологичные модели более быстрыми темпами, чем организации в Северной Америке. Более того, именно в Северной Америке доля инноваций, связанных с экологичностью бизнеса, оказалась наименьшей. Странами с наибольшим числом «экологичных» и одновременно прибыльных бизнесов оказались Австралия и Новая Зеландия.

«Компании, внедряющие экологичные инновации, видят возможности для развития по-другому, нежели организации, не умеющие получать финансовые результаты от экологичности, — объясняет Дэвид Кирон (David Kiron), исполнительный редактор MIT Sloan Management Review. — Они не зацикливаются на экологичности как исключительно на статье затрат. Они фокусируются на том, как их усилия могут увеличить долю на рынке, повысить энергоэффективность и выстроить конкурентное преимущество».

Компании, внедряющие инновации в области экологичности, также характеризуются большей ориентированностью на процессе достижения запланированных результатов. По словам Кирона, такие компании скорее склонны рассматривать своих клиентов как центральный элемент работы. Они также успешно работают с большим числом людей, принимающих решения, и умеют решать задачи экологичности через грамотно проводимые организационные изменения.

Степень проникновения экологичности в бизнес часто коррелирует с ростом доходов, о чем также свидетельствуют результаты исследования. В частности:

  • 50% опрошенных, которые поменяли 3 или 4 элемента своей бизнес-модели в сторону экологичности, заявили, что наблюдали рост доходов вследствие таких действий. При этом среди тех, кто поменял лишь один элемент бизнес-модели, рост доходов наблюдали лишь 37%. 
  • Если среди трех или четырех измененных элементов бизнес-модели оказывались одновременно и процедуры, связанные с работой с клиентами, и внутренние процедуры компании, то рост доходов уже наблюдается в 60% случаях, а не в 50%.
  • Более 60% респондентов в компаниях, изменивших свою бизнес-модель и включивших вопросы экологичности в спектр вопросов, регулярно обсуждаемых руководством, заявили, что они получили рост доходов от экологичности.
  • Компании, которые уже получают дополнительные доходы от экологичности, в два раза более склонны создавать новые бизнес-проекты в этом направлении. Причем такие проекты часто оказываются среди наиболее важных элементов общей стратегии компании.

«Согласно данным исследования, такие составляющие, как инновации построения бизнес-модели, поддержка топ-менеджмента, совместная работа с клиентами и наличие грамотного технико-экономического обоснования, — все это необходимо, для того чтобы добиться экономического эффекта от действий и решений, направленных в сторону экологичности, — отметил Кнут Хаанэс (Knut Haanæs), партнер и руководитель Стратегической практики BCG. — Топ-менеджеры должны рассматривать экологичность сразу и как новую возможность для бизнеса и как необходимость. Даже не самые крупные изменения в корпоративной бизнес-модели могут принести существенные финансовые выгоды».

Отчет об исследовании рекомендует топ-менеджерам использовать следующие 5 практик, общих для многих организаций, получающих дополнительный доход от экологичности:

  • Быть готовым менять бизнес-модель;
  • Вести изменения сверху, затем внедряя их во всех уровни организации;
  • Измерять и отслеживать задачи и результаты экологичности;
  • Понимать, что клиенты компании думают об экологичности и за что они готовы платить в отношении экологичных продуктов или услуг;
  • Сотрудничать с людьми, клиентами, компаниями и организациями за рамками собственного бизнеса.

Отметим, что исследование BCG и MIT ссылается на бизнес-практику ряда известных компаний, в том числе: AT&T, Campbell Soup Company, Dell, Ecover, Greif, Intel, Kimberly-Clark, Kraft Foods (недавно переименованную в Mondelez International), Marks & Spencer, Nestlé, Patagonia, PepsiCo, Sainsbury, SAP, Sprint, Timberland, UPS, и Zipcar.

В рамках исследования были опрошены 2600 топ-менеджеров и руководителей из компаний по всему миру.