Мотивация персонала 2015: результаты исследования

 

Согласно результатам исследования «Мотивация персонала на российском рынке труда», проведенного мае-июне 2015 года международным рекрутинговым агентством Kelly Services, уровень заработной платы остается главным мотивирующими фактором для большинства российских работников. Вместе с тем, требования, влияющие на мотивацию россиян изменились: работники стали уделять больше внимания официальному трудоустройству и деловой репутации работодателя.

Информация об исследовании:
• Данные являются результатом развернутого опроса, проведенного KellyServices в России в мае-июне 2015 г;
• В исследовании приняли участие более 5 490 человек, преимущественно белые воротнички из Москвы (39%), Санкт-Петербурга (15%) и регионов (46%);
• Женщины – 51% респондентов, мужчины – 49%;
• Специалисты – 49%, линейные руководители – 33%, руководители высшего звена – 16%, без опыта работы – 2%;
• Респонденты с высшим образованием – 70%, несколько высших – 21%, незаконченное высшее – 5%, среднее – 3%, MBA — 4%, Кандидат/доктор наук – 4%.

По результатам исследования, главным мотивирующим фактором для большинства россиян остается уровень оплаты труда (72%), хотя его значимость по сравнению с прошлым годом упала на 5%. Другими важными факторами для россиян являются официальное трудоустройство (38%), возможности карьерного роста (35%),масштабные и интересные задачи (32%) и комфортная атмосфера в компании (30%).

На фоне общего снижения привлекательности мотивирующих факторов в среднем на 3-5%, единственным параметром, не изменившим уровня значимости по сравнению с прошлым годом осталось официальное трудоустройство (38%), а привлекательность такого фактора как репутация работодателя (20%) увеличилась на 2%. По мнению экспертов компании, работа в стабильной компании, с официальным оформлением и «белой» заработной платой, для большинства работников является своеобразной гарантией стабильности.

Кроме того, интересно с чем готовы мириться российские работники, если их полностью устраивает заработная плата. 49% респондентов готовы заниматься рутинной, малоинтересной работой, 37% согласятся с регулярными переработками. 31% опрошенных готовы отказаться от возможности карьерного роста. Еще 19% согласны мириться с фактором неофициального трудоустройства, а 16% с отсутствием социальных гарантий. Для 10% не важно собственное отрицательное отношение к компании. 9% опрошенных будут терпеть плохие отношение в коллективе, 7% — плохие условия труда, 5% — плохое отношение руководства. А еще 5% готовы смириться с любыми сложностями. При этом, 15% сотрудников заявили, что не станут мириться ни с одним из этих факторов, так как не считаю деньги достаточным мотиватором.

Среди дополнительных факторов, оказывающих влияние на мотивацию, самым важным российские работники считают ДМС (65%), корпоративное обучение (53%), медицинскую страховку для членов семьи (34%) и оплату транспортных расходов (31%). Также важны для работников компенсация питания (21%), программы кредитования (19%) и оплата мобильной связи (16%). 15% сотрудников отметили значимость корпоративных мероприятий, 14% — опционные программы и пенсионное обеспечение.

Ключевым фактором, способным удержать работника от ухода из компании, большинство опрошенных считают повышение заработной платы (71%). Примерно треть респондентов готовы остаться, если компания предложит новые интересные задачи (33%), а почти четверть изменят решение об уходе если работодатель сможет предложить работу над проектами и командировки за рубежом (22%). Карьерный рост без повышения заработной платы заинтересует только 16% опрошенных. 11% ответили, что их не сможет удержать ничто.

Наиболее привлекательной для большинства респондентов является возможность работы в международной компании лидере отрасли (55%), на втором месте стоит работа в российской частной компании лидере отрасли (14%). Третье по степени популярности место занимает возможность работать в международной компании участнике рынка (12%). Менее привлекательными для россиян являются работа в российской государственной структуре (8%), российской государственной компании (7%) и российской компании участнике рынка (4%).

Рейтинг соотношения между количеством сотрудников, работающих в определенной отрасли и количеством желающих в ней работать показывает, что наиболее привлекательными для российских сотрудников является работа в сферах ИТ и телекоммуникаций (15), Нефть, газ, энергетика (10%), Фармацевтика, мед.оборудование (9%), Искусство, развлечения и масс медиа (7%), а также работав Структурах государственного управления (5%) и в Секторе гостеприимства (4%). Наиболее недооцененными остаются Розничная торговля, Производство и продажа товаров народного потребления и Финансы, инвестиции и страхование.