Ключевы тенденции в сфере управления персоналом

 

300 компаний из 20 отраслей экономики опросили в феврале 2016 года аналитики PWC. Предметом исследования были итоги 2015 и HR-тренды 2016 года.

В 2015 г. российским компаниям пришлось кардинально пересмотреть стратегию управления персоналом и научиться жестко контролировать расходы. В исследовании PwC выделены три области, где произошли главные изменения: планирование штатной численности, политика вознаграждений и социальных льгот, обучение и развитие сотрудников.

В прошлом году сократили сотрудников 55% опрошенных работодателей. В 2016 году большинство из них собираются снова оптимизировать штатную численность. Чаще всего людей увольняли в ходе реорганизации (39,6%) , или же потому, что закрывались некоторые направления (18,8%). Около половины участников опроса указали, что в 2015 году им пришлось сократить 10% персонала, на этот год запланированы те же объемы сокращений.

Кадровая политика стала избирательной: многие отказались от массового подбора, и теперь нанимают специалистов только на ключевые позиции. В прошлом году так поступали 44% респондентов, в 2016 компании намерены придерживаться той же стратегии.

В ходе исследования выделен еще один эффективный подход к оптимизации расходов на персонал: бизнес переходит к централизации некоторых функций, передает часть задач на аутсорсинг, либо стремится перевести их в общий центр обслуживания (ОЦО): 40,7% работодателей подтвердили, что у них есть  такое подразделение.

Реальные доходы сотрудников значительно сократились, однако за счет перечисленных практик компаниям удается возместить своим сотрудникам часть потерь. Так, 63% готовы проиндексировать зарплаты на 8%, а 25% предполагают расширить социальный пакет или увеличить расходы на уже действующие льготы.

Кроме того, российские работодатели стали чаще практиковать гибкий график и удаленную работу (60% утвердительных ответов). По мнению аналитиков PwC, такой подход работает не только на сокращение затрат, но и повышает уровень мотивации и вовлеченности сотрудников.

Компании осознают, что после реорганизации оставшемуся персоналу приходится выполнять более сложные и объемные задачи, поэтому стремятся создавать условия для повышения квалификации и личной эффективности. По сравнению с 2014 годом, в 2015 году значительно выросло число работодателей, которые уделяют много внимания программам обучения и развития.  Почти все респонденты (96,6%) подтвердили, что у них есть система обучения. Некоторые крупные компании уже создали собственные корпоративные университеты, примерно 25% опрошенных участников планируют организовать такую структуру.

Как правило, к обучению персонала привлекают внутренних экспертов (63,5%). Внешние тренинги проводятся в основном для ключевых специалистов (14,2%) — как один из методов дополнительного поощрения и удержания. Для высокорезультативных сотрудников разрабатываются индивидуальные карьерные планы и программы развития, кроме того, для них предусматривают особую систему оплаты.

Исследование показывает, что российский бизнес переходит к практике оценивания краткосрочных и долгосрочных результатов. Нестабильность в экономике заставляет ежегодно пересматривать систему вознаграждений: увеличивать пороговые показатели премирования или корректировать значения KPI. При этом 83% опрошенных компаний достигли поставленных целей и полностью выплатили премию по итогам прошлого года, отменили выплаты всего 6,6%.

«Таким образом, в условиях спада экономики, каждая компания старается найти оптимальный баланс между сокращением расходов на персонал и развитием бизнеса, – комментирует результаты опроса Алла Романчук (партнёр, руководитель практики по предоставлению консультационных услуг в сфере управления персоналом, PwC в России). — По итогам исследования мы видим, что такие меры как совершенствование организационной структуры и оптимизация численности позволяют сокращать затраты на персонал, а правильно сформированная политика развития и обучения дает возможность выявлять и удерживать лучших и наиболее вовлеченных сотрудников, которые будут способствовать росту эффективности и прибыльности организации».

 
 

Еще на HRpuls.ru: