Где хотят работать выпускники?

 

Выпускники-отличники стремятся на работу в международные фирмы, хотя те предлагают мало вакансий и жестко отсеивают кандидатов. Данные различных исследований описывают разные приоритеты российских выпускников — от консалтинга до нефтегаза. Экспертов опросили «Ведомости».

В московском офисе международной консалтинговой компании McKinsey работает 400 человек, и каждый день в компанию приходят десятки резюме. На одну вакансию претендует по 100 человек, рассказывает Владимир Чернявский, партнер McKinsey. Он говорит, что раньше компания часто набирала кадры из регионов, особенно из тех, где традиционно было сильное школьное и вузовское образование. Но в последнее время акцент сместился в сторону выпускников ведущих вузов. Причина проста: лучшие вузы готовят сильных специалистов, студенты изначально проходят строгий отбор – сначала при поступлении, а потом во время обучения, говорит Чернявский. И в MсKinsey их ждут дальнейшие испытания: на этапе оценки резюме наниматель проверяет академическую успеваемость, участие в стажировках и кейс-чемпионатах. Самых сильных кандидатов тестируют на аналитические способности. И только самые лучшие доходят до первого собеседования, а всего соискателям предстоят шесть собеседований: три с руководителями проектов и три с партнерами. После отсева остаются лучшие, говорит Чернявский.

Недавно компания Changellenge опросила 2300 студентов 25 ведущих вузов из рейтинга РА «Эксперт», в их числе МГУ, СПбУ, МГИМО, МФТИ, Университет имени Баумана, Высшая школа экономики и т. д. Были выбраны студенты-отличники преимущественно финансово-экономических специальностей: 35% респондентов учились на экономических факультетах, 16% – на факультетах менеджмента, 9% изучали финансы. Авторы исследования попросили респондентов выбрать по три компании, куда бы они в первую очередь отправили резюме. Выбирать предлагалось из списка 80 работодателей, в котором две трети приходилось на иностранные фирмы, а одна треть – на крупнейших российских работодателей, таких как «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», МТС, «М.видео», «Яндекс» и др. Самыми вожделенными местами работы выпускники считают международные консалтинговые фирмы.

Консалтинг против нефтегаза

По данным исследования Randstad – «Анкора», лучшим работодателем для молодежи в 2016 г. признана компания «Газпром нефть», говорит Алексей Миронов, директор по стратегическому развитию кадрового холдинга «Анкор». А по наблюдениям Марата Яфизова, партнера Alex Primus Executive Search, популярность нефтегазовых госкомпаний у выпускников элитарных вузов снижается: кандидатов беспокоят падение цен на нефть, санкции и сокращение инвестиционных программ компаний. К тому же соискателям не нравится бюрократия и статичность бизнес-процессов в этих компаниях, сказал он.

Международные же компании, напротив, считаются оплотом стабильности. Там, по мнению соискателей, их ждут интересные интеллектуальные проекты, большие зарплаты и перспективы работы за рубежом, добавляет Миронов. Наиболее предпочтительной отраслью для выпускников лучших вузов уже два года остается консалтинг – здесь хотят работать 54% респондентов, говорит Андрей Алясов, гендиректор брендингового агентства Changellenge.

Сто к одному

После массовых сокращений на рынок труда выплеснулось множество опытных и квалифицированных кадров, которые конкурируют с выпускниками за рабочие места. С этими трудностями сталкиваются и выпускники ведущих вузов, говорит Денис Каминский, руководитель интернет-портала для трудоустройства молодежи Future Today. И работодатели ужесточают правила отбора. Например, в компании Mars, которая заняла в рейтинге самых привлекательных работодателей для студентов экономических специальностей 14-е место, вчерашние выпускники проходят четыре этапа отбора на программу подготовки менеджеров, рассказывает Наталия Родионова, представитель Mars Chocolate. Большой отсев происходит уже на стадии обработки резюме. Потом соискателям предлагают пройти тесты на анализ числовых и вербальных способностей. Затем с оставшимися кандидатами проводят видеоинтервью, они участвуют еще в групповой дискуссии и проходят несколько индивидуальных собеседований. Уцелевших кандидатов приглашают на процедуру под названием «центр профессионального отбора». Целый день соискатель проходит финальные собеседования и решает кейсы, после чего компания принимает окончательное решение о найме. В этом году на программу будут приняты 22 человека, уточняет Родионова. Всего в Mars работает более 7000 сотрудников в России.

В рейтинге Changellenge самых привлекательных работодателей для студентов-отличников ведущих вузов первое место заняла компания McKinsey (28,6% респондентов хотят там работать ), второе – The Boston Consulting Group (18,9% респондентов), четвертое – Bain & Company (10,7%). На третьем месте оказалась популярная у молодежи интернет-компания Google (16,6%). На пятом месте – EY (10,4%). «Газпром» и «Газпром нефть» поделили 8–9-е места (по 9,6%).

А интернет-компания «Яндекс» в этом году объявила набор на стажировки и получила несколько тысяч откликов, рассказывают представители компании. Понятно, что компания сможет принять меньше десятой части претендентов. Стажировка приравнивается к работе в компании, с каждым участником программы заключается договор.

Выпускники, выдержавшие строгий отбор, признаются, что им это далось непросто. Яна Козловская, выпускница Высшей школы экономики, а ныне директор по рекрутингу The Boston Consulting Group в России и СНГ, рассказывает, что она прошла тесты на логику и математические навыки, решила бизнес-кейсы на собеседовании и попала в тот 1% кандидатов, которых компания принимает на работу после многочисленных раундов собеседований. Попасть в The Boston Consulting Group настолько сложно, говорит Козловская, что до последних собеседований доходят только люди, которых она называет «местными звездами», лучшие в школе и в вузе.

По словам Анастасии Стасевой, директора по развитию бизнеса агентства «Контакт», отсеявшиеся идут в компании помельче. Но это отнюдь не значит, что они получают второсортную работу, говорит она. Просто в компаниях среднего и малого бизнеса нужны не столько лидерские качества, сколько гибкость в работе с клиентами.

Готовят с младых ногтей

Во всем мире ведущие компании нанимают выпускников лучших вузов, говорит Пьер Ветли, партнер компании Bain & Company в Москве. Но в России борьба за лучших выпускников приобрела куда более острый характер, чем в других странах, из-за демографической дыры 1990 гг., говорит Стасева. Выпускников физически мало, и компании пытаются еще в вузе привлечь их внимание. По словам Георгия Самойловича, руководителя группы подбора персонала агентства «Юнити», международные консалтинговые компании проводят семинары на экономических факультетах таких вузов, как ВШЭ или Российская экономическая академия имени Плеханова, организуют стажировки, а их практики и кейсы используются в учебных курсах, поэтому студенты априори настроены на работу именно в этих компаниях и считают их лучшими.

Райффайзенбанк в прошлом году впервые провел конференцию Raiffeisen Involve, на которую пригласил более 200 студентов. Студентам рассказали, как можно сделать карьеру в банковской сфере, и даже познакомили с руководством банка. После мероприятия, говорит Владимир Химаныч, управляющий директор по работе с персоналом Райффайзенбанка, компания получила более 2500 заявок от студентов, из которых на стажировку после жесткого отбора смогут попасть только 22 человека.

Смотрят на Запад

В «Норильском никеле» выпускников ведущих вузов ценят за хороший уровень подготовки, но считают, что звездные выпускники нетерпеливы и хотят слишком быстрого карьерного роста, не соответствующего их опыту, рассказывает представитель компании. По словам Чернявского, многие выпускники-отличники потому стремятся устроиться в международные компании, что рассчитывают продвинуться по службе и уехать на работу на Запад. Попав в McKinsey, они надеются из московского офиса перейти в офис компании в Нью-Йорке или в Лондоне. «Мы убеждаем ребят не уезжать из свой страны и умерить амбиции», – говорит Чернявский. «Мы берем людей с чувством смирения и открытых к новым знаниям», – добавляет Чернявский.