Главная / Актуальное /
Роботы: рекрутеры и кандидаты
Автор: HRpuls Опубликовано: 16.08.2016 10:25 в рубрике Актуальное, Публикации сообщества
Твитнуть |
Эпидемия «ботификации» не обошла и рекрутинг. Калифорнийская хедхантинговая компания FirstJob этим летом представила чат-бота Мию, который помогает автоматизировать, по их оценкам, до 75% рекрутингового процесса. Бот общается с кандидатом, уточняет информацию о его навыках, отвечает на ключевые вопросы о вакансии и компании в целом. После отклика на вакансию чат-бот через мессенджеры или SMS уведомляет кандидата об этапах рассмотрения его резюме, приглашает на собеседование. Мия не ограничивается общением с кандидатами — после того, как прием резюме и первичные интервью завершены, бот предоставляет рекрутерам рейтинг соискателей, взвешивая разные факторы на основе их резюме и общения.
Сейчас бот тестируется в закрытом режиме несколькими компаниями, и о результатах его работы компания не рассказывает. Тем не менее разработчики считают, что об эффективности можно судить уже сейчас.
Рекрутмент — одна из перспективных сфер для автоматизации. «Процесс найма подразумевает просмотр большого количества кандидатов. На одну позицию зачастую приходят сотни резюме, многие из которых будут отброшены после первоначального скриннинга на основе просмотра резюме и, возможно, нескольких дополнительных вопросов. Этот процесс занимает значительную часть времени рекрутеров, при том, что это простейшая часть их работы; время рекрутеров было бы лучше потратить на работу с подходящими кадидатами», — рассуждает в своем блоге на Medium Люк Дадлер (Luc Dudler), создатель Pal Chat. Есть множество частых для рекрутеров задач, где решения основываются на одинаковой информации в известном контексте — сбор недостающих сведений о кандидате, проверка соответствия требований указанному в резюме, бэкграунд-чек кандидатов и т. д. Их вполне логично отдать роботу.Боты способны сэкономить время не только рекрутерам, но и кандидатам — по статистике компании iCMS, HR-скрининг и просмотр нанимающим менеджером занимают 60% времени от процесса отбора конкретного кандидата. Боты работают круглосуточно и с большим количеством задач одновременно, а значит, скриннинг резюме начинается сразу же после подачи, в реальном времени. Еще одна проблема, которую они могут решить, — «неответы»: до 85% резюме не получают никакой реакции работодателя.
Строго говоря, значительную часть рутинных задач можно было автоматизировать и раньше. «Самый успешный пример способности чат-ботов отвечать на вопросы — автоматический сержант американской армии, который ответил уже на 11 миллионов вопросов о работе в армии и выполняет работу 55 живых рекрутеров», — рассказывает в своем блоге доктор Джон Салливан (Dr. John Sullivan), HR-визионер из Силиконовой Долины. С его точки зрения, компании недооценивают этот инструмент, хотя оперативные ответы на вопросы увеличивают шансы быстро закрыть вакансию.
Конечно, у новомодных рекрутеров с искусственным интеллектом есть и недостатки. Особенность технологии в том, что она самообучается на основе разговоров с реальными людьми. Именно это делает современных ботов такими гибкими и эффективными в общении, но, с другой стороны, открывает возможности для манипулирования. В марте Microsoft выпустила чат-бота в Твиттере, который должен был поддерживать разговоры с пользователями и общаться с молодежью. В результате бот научился любить Гитлера и ненавидеть феминизм. Конечно, технологии шагают вперед, и в будущем искусственный интеллект станет более устойчивым к накруткам, но на пути еще много багов.С другой стороны, системы, которые вполне работают уже сейчас, страдают излишним формализмом. Специалист по подбору компании Unity Виктория Павлова отмечает: «Поиск и отбор резюме по каким-то ключевым словам можно уже отдать роботизированным системам. В принципе проводить поиск с помощью ботов — можно. Но они могут и ошибаться. Например, ключевые слова в резюме есть, а в действительности делал кандидат что-то совершенно другое. Безусловно, оценка резюме живым человеком более точная».
Но пока больше всего тормозят процесс не технологии, а люди. «На самом деле, я считаю, что вопрос даже не в том, смогут ли люди сделать бота, который самостоятельно проводит интервью (смогут, дело времени), а в том, когда у людей появится привычка и доверие к подобного рода инструментам. Когда работодатели смогут быть уверены в качестве такого рекрутинга, когда у соискателей появится привычка писать боту и доверие к нему. Это займет время», — полагает Дмитрий Чистов. И чем старше и инертнее сфера, в которой требуется найм, тем более длительным будет процесс. Не случайно агентство, которое сделало Мию, специализируется на трудоустройстве свежих выпускников, а основные клиенты первых чат-ботов — IT-компании и стартапы, где работают технически подкованные и открытые для всего нового специалисты. У обычного пользователя сейчас нет привычки активно пользоваться ботами для каких бы то ни было целей, это вопрос будущего — и в то же время риск, что вся индустрия чат-ботов не взлетит и окажется «мыльным пузырем».
Наконец, говорить о полной замене HR-специалистов ботами пока не собираются даже самые смелые технические евангелисты: финальное решение будет оставаться за людьми.
Россия не слишком отстает от США в плане технологий искусственного интеллекта — недаром основатели одного из самых громких проектов в области чат-ботов, платформы Chatfuel, родом из России. Но говорить о каких-то реально работающих на нашем рынке решениях по найму сотрудников с помощью ботов пока не приходится. По наблюдению Арика Ахвердяна, генерального директора сервиса видеоинтервью vcv.ru, боты только-только появляются на рынке HR и пока вызывают скорее интерес: аудитории любопытно узнать, что это такое и как пользоваться новой технологией. «У нас нет опыта работы с компаниями, в которых есть данный инструментарий. В мире пока лишь несколько компаний могут похвастаться, что они плотно подошли к этому. Сами мы тоже пока этим не пользуемся», — констатируют в Unity.
Словом, предложение на рынке HR-ботов в России единично. Но компании, желающие поэкспериментировать, могут создать бота самостоятельно, ориентируясь на свои нужды. Для этого существуют различные открытые платформы со встроенными технологиями искусственного интеллекта и распознавания естественного языка — например, тот же chatfuel.com. Но кастомные боты, пусть и обходящиеся дорого, всегда будут условно «лучше» и делать «больше», чем боты, построенные на платформе, уверен Дмитрий Чистов. «Создание ботов в будущем будет таким же естественным процессом, как создание сайтов. Я считаю, каждый должен делать свою работу — зачем HR-менеджеру создавать самостоятельно бота, если можно четко сформулировать задачу и дать техническое задание опытным программистам», — согласен Ахвердян.
Впрочем, если использовать открытые платформы для компаний не слишком рационально, то обычные люди вполне могут ими воспользоваться. «Мы верим, что другая стороны рынка — кандидаты — может существенно измениться благодаря ботам», — говорит Андрей Ярошевский, партнер Chatfuel. Cоискатель может сам «ботифицировать» своё резюме, чтобы рассылать его всем привлекательным компаниям, отвечать на дополнительные вопросы про свои умения и хобби и «пробиваться» на следующие уровни найма. Именно так уже делает EstherBot, созданный на основе открытой платформы Эстер Кроуфорд (Esther Crawford), калифорнийским маркетологом в поисках работы.
Похоже, не за горами фантастическое будущее, когда боты-рекрутеры будут нанимать ботов-кандидатов. Главное, чтобы и зарплаты за свеженанятых сотрудников не начали получать боты.
Еще на HRpuls.ru:
Популярное:
- Intercomp: Об изменениях в приеме на работу граждан Казахстана в России в 2012 году
- Официальный уровень инфляции в России в 2012 году составил 6,6%
- По данным Росстата, уровень инфляции в России за 2011 год составил 6,1%
- ФСС расшифровал новые коды нетрудоспособности и подготовил программу для заполнения больничных
- Росстат: Средняя зарплата в России в 2012 году составила 26690 рублей, безработица — 5,3%
Последние публикации:
- «Союзмультфильм» временно отказался от буквы «л» в названии, чтобы поддержать детей с логопедическими сложностями
- Где россиянам выгоднее всего подрабатывать осенью 2023 года
- Обязан ли работодатель индексировать заработную плату?
- Cлужбы занятости населения решают задачи найма и трудоустройства с помощью джоб-платформ
- Количество вакансий в IT в России выросло на 10% за год
Поиск по HRpuls.ru
Последние публикации
-
«Союзмультфильм» временно отказался от буквы «л» в названии, чтобы поддержать детей с логопедическими сложностями
/
-
Где россиянам выгоднее всего подрабатывать осенью 2023 года
/
-
Обязан ли работодатель индексировать заработную плату?
/
-
Cлужбы занятости населения решают задачи найма и трудоустройства с помощью джоб-платформ
/
-
Количество вакансий в IT в России выросло на 10% за год
/
Темы
Популярное
- “Уберечь, что еще осталось»: с чем приходят к финансовым консультантам сотрудники российских компаний
- Каждый HR сегодня должен знать, как решить задачу про полтора землекопа!
- Россияне рассказали о самых вредных привычках коллег