Роботы: рекрутеры и кандидаты

 
Автоматизация затрагивает все новые сферы жизни и меняет многие профессии. Возможно, скоро наймом офисных сотрудников займутся роботы, а именно чат-боты.
Чат-боты — это боты на основе технологий искусственного интеллекта и распознавания естественного языка, которые в текстовом общении (как правило, в привычных мессенджерах, таких как Facebook Messenger, Telegram, WhatsApp и т. д.) помогают людям решать те или иные задачи: заказывать пиццу, узнавать прогноз погоды, покупать очки. Вещей, которые можно сделать не выходя из мессенджера, становится все больше.Тренд на Запад пришел с Востока: в Китае уже давно развита онлайн-торговля внутри мессенджеров. Но именно в Силиконовой Долине технологические компании активно пытаются разрабатывать ботов для автоматизации самых разных операций, а аналитики McKinsey всерьез подсчитывают, сколько миллиардов долларов зарплат смогут сэкономить американской экономике чат-боты.

Эпидемия «ботификации» не обошла и рекрутинг. Калифорнийская хедхантинговая компания FirstJob этим летом представила чат-бота Мию, который помогает автоматизировать, по их оценкам, до 75% рекрутингового процесса. Бот общается с кандидатом, уточняет информацию о его навыках, отвечает на ключевые вопросы о вакансии и компании в целом. После отклика на вакансию чат-бот через мессенджеры или SMS уведомляет кандидата об этапах рассмотрения его резюме, приглашает на собеседование. Мия не ограничивается общением с кандидатами — после того, как прием резюме и первичные интервью завершены, бот предоставляет рекрутерам рейтинг соискателей, взвешивая разные факторы на основе их резюме и общения.

Сейчас бот тестируется в закрытом режиме несколькими компаниями, и о результатах его работы компания не рассказывает. Тем не менее разработчики считают, что об эффективности можно судить уже сейчас.

Вероятность перейти к дальнейшим коммуникациям с компанией у кандидата, который предварительно пообщался с ботом, в 3 раза выше, чем у просто отправившего резюме.
Еще один бот в сфере найма — Job Pal, берлинский стартап, который помогает соединять кандидатов и рекрутеров и подбирать подходящие вакансии в мессенджерах и Twitter. Есть стартапы (например, Yodas и TARA), которые помогают находить кандидатов или фрилансеров прицельно для IT-отрасли с помощью автоматизированного поиска по социальным сетям, рекрутинговым сайтам и на профессиональных площадках вроде GitHub.
Бот в помощь
Рекрутмент — одна из перспективных сфер для автоматизации. «Процесс найма подразумевает просмотр большого количества кандидатов. На одну позицию зачастую приходят сотни резюме, многие из которых будут отброшены после первоначального скриннинга на основе просмотра резюме и, возможно, нескольких дополнительных вопросов. Этот процесс занимает значительную часть времени рекрутеров, при том, что это простейшая часть их работы; время рекрутеров было бы лучше потратить на работу с подходящими кадидатами», — рассуждает в своем блоге на Medium Люк Дадлер (Luc Dudler), создатель Pal Chat. Есть множество частых для рекрутеров задач, где решения основываются на одинаковой информации в известном контексте — сбор недостающих сведений о кандидате, проверка соответствия требований указанному в резюме, бэкграунд-чек кандидатов и т. д. Их вполне логично отдать роботу.Боты способны сэкономить время не только рекрутерам, но и кандидатам — по статистике компании iCMS, HR-скрининг и просмотр нанимающим менеджером занимают 60% времени от процесса отбора конкретного кандидата. Боты работают круглосуточно и с большим количеством задач одновременно, а значит, скриннинг резюме начинается сразу же после подачи, в реальном времени. Еще одна проблема, которую они могут решить, — «неответы»: до 85% резюме не получают никакой реакции работодателя.

Строго говоря, значительную часть рутинных задач можно было автоматизировать и раньше. «Самый успешный пример способности чат-ботов отвечать на вопросы — автоматический сержант американской армии, который ответил уже на 11 миллионов вопросов о работе в армии и выполняет работу 55 живых рекрутеров», — рассказывает в своем блоге доктор Джон Салливан (Dr. John Sullivan), HR-визионер из Силиконовой Долины. С его точки зрения, компании недооценивают этот инструмент, хотя оперативные ответы на вопросы увеличивают шансы быстро закрыть вакансию.

Сейчас появились удобные способы для коммуникации людей и роботов, интерфейсы, в которых кандидатам удобно общаться, не выходя из привычной среды.
Мессенджеры установлены на 2,5 млрд устройств по всему миру, многие люди пользуются сразу несколькими программами на протяжении всего дня. Между тем предложения работы сейчас сосредоточены на специализированных сайтах, часто не оптимизированных для смартфонов. Мобильные телефоны недостаточно используются в рекрутинге — согласно исследованию Deloitte Global Human Capital Trends 2016 Report, только 13% компаний используют мобильные технологии для таких задач. Боты помогут сократить этот разрыв.Кроме того, сегодня речь идет не просто об автоматических ответах на известные заранее вопросы, а о более совершенных системах, которые могут корректировать свое поведение в зависимости от реакций человека. Они способны не только давать справки, но и проводить первичные собеседования, собирать информацию о кандидате и т. д. Пока что попытки создания таких ботов единичны, но есть шанс увидеть их расцвет уже в ближайшем будущем. «Если под ботом мы подразумеваем просто возможность в текстовом виде заполнить форму или, например, провести опрос — то это довольно неплохо работает уже сейчас, но полноценным чат-ботом назвать это сложно. Если же мы говорим, что бот самостоятельно проводит интервью и оценивает ответы на свои вопросы, выставляет кандидату некую оценку, то это дело, возможно, 3−5 лет», — рассуждает Дмитрий Чистов, основатель проекта по общению с клиентами через мессенджеры WhatsHelp.

Минус-бот
Конечно, у новомодных рекрутеров с искусственным интеллектом есть и недостатки. Особенность технологии в том, что она самообучается на основе разговоров с реальными людьми. Именно это делает современных ботов такими гибкими и эффективными в общении, но, с другой стороны, открывает возможности для манипулирования. В марте Microsoft выпустила чат-бота в Твиттере, который должен был поддерживать разговоры с пользователями и общаться с молодежью. В результате бот научился любить Гитлера и ненавидеть феминизм. Конечно, технологии шагают вперед, и в будущем искусственный интеллект станет более устойчивым к накруткам, но на пути еще много багов.С другой стороны, системы, которые вполне работают уже сейчас, страдают излишним формализмом. Специалист по подбору компании Unity Виктория Павлова отмечает: «Поиск и отбор резюме по каким-то ключевым словам можно уже отдать роботизированным системам. В принципе проводить поиск с помощью ботов — можно. Но они могут и ошибаться. Например, ключевые слова в резюме есть, а в действительности делал кандидат что-то совершенно другое. Безусловно, оценка резюме живым человеком более точная».

Но пока больше всего тормозят процесс не технологии, а люди. «На самом деле, я считаю, что вопрос даже не в том, смогут ли люди сделать бота, который самостоятельно проводит интервью (смогут, дело времени), а в том, когда у людей появится привычка и доверие к подобного рода инструментам. Когда работодатели смогут быть уверены в качестве такого рекрутинга, когда у соискателей появится привычка писать боту и доверие к нему. Это займет время», — полагает Дмитрий Чистов. И чем старше и инертнее сфера, в которой требуется найм, тем более длительным будет процесс. Не случайно агентство, которое сделало Мию, специализируется на трудоустройстве свежих выпускников, а основные клиенты первых чат-ботов — IT-компании и стартапы, где работают технически подкованные и открытые для всего нового специалисты. У обычного пользователя сейчас нет привычки активно пользоваться ботами для каких бы то ни было целей, это вопрос будущего — и в то же время риск, что вся индустрия чат-ботов не взлетит и окажется «мыльным пузырем».

Наконец, говорить о полной замене HR-специалистов ботами пока не собираются даже самые смелые технические евангелисты: финальное решение будет оставаться за людьми.

«Как можно сделать конечный выбор без подключения человека, лично я не представляю. Слишком много факторов нужно учитывать при принятии решения», — говорят в Unity.
Боты по-русски
Россия не слишком отстает от США в плане технологий искусственного интеллекта — недаром основатели одного из самых громких проектов в области чат-ботов, платформы Chatfuel, родом из России. Но говорить о каких-то реально работающих на нашем рынке решениях по найму сотрудников с помощью ботов пока не приходится. По наблюдению Арика Ахвердяна, генерального директора сервиса видеоинтервью vcv.ru, боты только-только появляются на рынке HR и пока вызывают скорее интерес: аудитории любопытно узнать, что это такое и как пользоваться новой технологией. «У нас нет опыта работы с компаниями, в которых есть данный инструментарий. В мире пока лишь несколько компаний могут похвастаться, что они плотно подошли к этому. Сами мы тоже пока этим не пользуемся», — констатируют в Unity.
Эксперименты тоже единичны. В июле ритейлер «Связной» запустил бота-рекрутера в Telegram — но пока речь о первичном отборе лишь на две позиции: программиста в центральный офис и менеджера в розничную сеть. «Эльдорадо» пытался экспериментировать с ботами самостоятельно.
«Вымпелком» в июле начал пилотный проект с российской онлайн-платформой по рекрутингу Skillaz, при помощи которой рассчитывает автоматизировать процесс подбора кандидатов на массовые позиции в своей розничной сети и колл-центрах. Система не относится к рекрутинговым чат-ботам, но близка к ним по сути — это автоматический процесс онлайн-тестирования.Еще один необычный пример ботификации в рекрутинге — аудиобот от сервиса vcv.ru. «Сейчас аудиобот уже запущен в трех федеральных компаниях, есть интерес еще как минимум десяти», — говорит генеральный директор компании Арик Ахвердян. Если преимущество чат-ботов в привычной для молодежи среде общения, то у аудиобота нет ограничений ни с технической, ни с программной стороны — кандидату поступает входящий звонок от системы, которая задает вопросы и, распознавая голос, выстраивает алгоритм общения. Создатели предполагают, что для компаний, которые работают с большим количеством кандидатов, аудиобот сможет стать заменой колл-центров.

Словом, предложение на рынке HR-ботов в России единично. Но компании, желающие поэкспериментировать, могут создать бота самостоятельно, ориентируясь на свои нужды. Для этого существуют различные открытые платформы со встроенными технологиями искусственного интеллекта и распознавания естественного языка — например, тот же chatfuel.com. Но кастомные боты, пусть и обходящиеся дорого, всегда будут условно «лучше» и делать «больше», чем боты, построенные на платформе, уверен Дмитрий Чистов. «Создание ботов в будущем будет таким же естественным процессом, как создание сайтов. Я считаю, каждый должен делать свою работу — зачем HR-менеджеру создавать самостоятельно бота, если можно четко сформулировать задачу и дать техническое задание опытным программистам», — согласен Ахвердян.

Впрочем, если использовать открытые платформы для компаний не слишком рационально, то обычные люди вполне могут ими воспользоваться. «Мы верим, что другая стороны рынка — кандидаты — может существенно измениться благодаря ботам», — говорит Андрей Ярошевский, партнер Chatfuel. Cоискатель может сам «ботифицировать» своё резюме, чтобы рассылать его всем привлекательным компаниям, отвечать на дополнительные вопросы про свои умения и хобби и «пробиваться» на следующие уровни найма. Именно так уже делает EstherBot, созданный на основе открытой платформы Эстер Кроуфорд (Esther Crawford), калифорнийским маркетологом в поисках работы.

Похоже, не за горами фантастическое будущее, когда боты-рекрутеры будут нанимать ботов-кандидатов. Главное, чтобы и зарплаты за свеженанятых сотрудников не начали получать боты.

Текст: Татьяна Устинова

 
 

Еще на HRpuls.ru: