Странные вопросы на интервью. Как ответим?

 
Зачем работодатели задают странные вопросы и как на них отвечать — с этим разбирались эксперты портала «Зарплата.ру».
«»Почему люди воруют?» — неожиданно спросили меня на собеседовании. Я сказала, что им есть нечего. Потом я узнала, что мой ответ означает, из-за чего я буду воровать. Было, что без денег сидела и голодала. Но не воровала же! Бред какой-то, а не собеседование», — делится Евгения М. на форуме. Предлагаем вам пройти «собеседование» в разные компании. Прежде чем читать правильные варианты, попробуйте честно ответить на каждый вопрос, оцените свои возможности.
Фантазия

Представьте, что вы курьер. Вам необходимо доставить посылку по указанному адресу в другом — незнакомом вам — городе. Вы приехали в нужный город, нашли дом и обнаружили, что не знаете, в какой квартире живет адресат. Как будете действовать?

Комментирует Юлия Анисимова, генеральный директор компании Office Line (кадровый холдинг АНКОР): «Кейс показывает, как кандидат справляется со сложностями и новыми вызовами. Поиск решений в нестандартных ситуациях — важная составляющая в любой позиции».

Чаще всего такие задачки не подразумевают единого правильного ответа. Работодателю интересен ход мыслей соискателя. Юлия Анисимова поясняет, что можно вынести из ответа: «Общителен ли кандидат (например, если он скажет, что начал бы опрашивать жителей дома), имеет ли аналитический склад ума (узнав номер квартиры, попытался бы вычислить этаж) и т.д. Наиболее неудачный ответ в данном кейсе — искать адресата, обходя по очереди все квартиры».

Если у вас уже было собеседование с подобным вопросом и вы, зная ответы, достаточно легко справились с задачей, то рекрутер может усложнить ее по ходу беседы. Например, если вы скажете, что сначала позвонили бы адресату, он парирует, что тот не указал номер или не берет трубку.

Логика

Юлия Жердева, директор Центр подбора и развития персонала Level Up, занимается в основном подбором IT-вакансий. Кандидатам без опыта (тестировщикам, гейм-дизайнерам, скриптерам) она предлагает пройти онлайн-тест на определение логических способностей. Тест состоит из 12 вопросов. Предлагаем вам попробовать ответить на три из них.

1. Некоторые улитки являются горами. Все горы любят кошек. Значит, все улитки любят кошек.
а) правильно
б) неправильно

2. Цветы — это зеленые звери. Цветы пьют водку.
а) все зеленые звери пьют водку
б) все зеленые звери являются цветами
в) некоторые зеленые звери пьют водку
г) зеленые звери не пьют водку
д) зеленые звери не являются цветами
е) ни одно из вышеперечисленных

3. Хорошие начальники падают с неба. Плохие начальники могут петь.
а) плохие начальники летят с неба вниз
б) хорошие начальники, которые умеют летать, — могут петь
в) некоторые плохие начальники не могут петь
г) некоторые хорошие начальники — плохие, так как они умеют петь
д) ни одно из вышеперечисленных

Логические вопросы распространены на вакансиях, где нужен аналитический склад ума. Большинство тестов, которые используют рекрутеры, можно легко найти в Сети и натренироваться. В отличие от «фантазийных» тестов здесь есть четкие ответы. Юлия Жердева говорит, что, несмотря на кажущуюся простоту этого теста, его довольно сложно пройти.

Правильные ответы: 1. б) 2. в) 3. д)

Доказательство

Короткий тест на мотивацию. «Почему 99 % — это плохо?». Что вы ответите на этот вопрос?

Если первое, что пришло в голову, это «А почему это плохо?! 99 % — это хорошо!», то считайте, что это ваша первая ошибка.

«Мы задаем этот вопрос менеджерам по продажам, — рассказывает Екатерина Квашнина, руководитель HR-направления Зарплата.ру. — Если он отвечает, что 99 % — это отлично, то это человек позитивный, но нужно уточнить при помощи других вопросов, действительно ли он ориентирован на результат. Потому что появляются сомнения в его целеустремленности. «99 % — это плохо, потому что 1 % — это хорошо», — так отвечают чаще всего личности творческие, неординарные. Настоящий продажник ответит, что 100–110 % — это хорошо. Потому что он сразу это ассоциирует с выполнением плана продаж».

Наблюдение

«На что вы обратили внимание, ожидая приглашения на встречу в зоне ресепшен?»

Итак, вспоминайте свое последнее собеседование. Что там было в зоне ожидания? Аквариум с рыбками? Приветливый секретарь?

Вопрос позволяет понять, что именно важно для кандидата, на что он обращает внимание в первую очередь. Юлия Анисимова поясняет: «Ответы могут быть самыми разными — от удобства дивана до необычных часов на стене. Трактовать ответ следует с учетом возраста, образования, позиции, на которую претендует кандидат, и других факторов. Например, если кандидат на позицию руководителя в первую очередь обратил внимание на часы, это может значить, что он ценит время, не понаслышке знаком с тайм-менеджментом, дисциплинирован и ожидает этого же от других».

Светлана Войтенко, карьерный коуч-консультант, считает, что этот вопрос очень хорошо подходит, когда важно оценить наблюдательность, открытость, ценности (особенно для тех, кто занят в клиентском сервисе), системность и любовь к порядку, хозяйственный подход к организации дела: «Был случай, когда кандидатка на позицию помощника руководителя несколько раз повторила, что она очень внимательна к мелочам, что всему придает значение, я задала ей подобный вопрос и поставила ее в тупик. Ничто ее не привлекло, ничего вспомнить не могла».