Игромания: как Uber, Сбербанк и другие компании ищут сотрудников

 
Вместо скучных тестовых заданий и многостраничных брюшюр крупные компании все чаще используют игры. Геймификация — применение игровых механик к неигровым ситуациям — стала трендом несколько лет назад, но чаще всего используется для задач маркетинга и управления процессами.  Портал Rabota.ru собрал несколько интересных кейсов, как игры помогают компаниям нанимать сотрудников.
1
Uber
В апреле этого года в технологических хабах — Сиэттле, Остине, Портланде и т. д. — в приложении Uber можно было увидеть игру Code on the road («Пиши код по дороге»).

Игра состоит из трех заданий на кодинг, которые нужно выполнить за одну минуту. После этого игроку показывают место в рейтинге, а те, кто успешно решил задания, видят предложение познакомиться с вакансиям и информацией о компании.

С помощью таких заданий Uber ищет программистов. Количество вакансий, которые удалось закрыть благодаря игре, компания не раскрывает. Интересно, что Uber никак не таргетирует игру — то есть показывает ее всем, а не только тем, кого считает программистами.

Предыдущая игра — UberDrive — помогала отточить навыки навигации в городе. Игроку предлагалось выбрать лучший маршрут, соединяющий два адреса.

Геймификация найма подходит для компаний с постоянным объемным наймом и с сильным брендом. Задачи игры — привлекать как можно больше целевых кандидатов и автоматически отбирать наиболее ценных специалистов. В компаниях, где ежегодно нанимаются тысячи сотрудников, где десятки — это уже стрельба из пушки по воробьям, игра будет полезна.
Евгения Любко, директор по развитию проекта «Пряники»
2
Центр правительственной связи Великобритании (Government Communications Headquarters, GCHQ)
Британская спецслужба, ответственная за цифровую разведку и обеспечение защиты информации правительства и армии, в 2011 году создала специальный сайт с зашифрованным посланием. Потенциальным сотрудникам ведомства предлагалось «сломать» код.

Игра помогла центру отсеять кандидатов, которые занимались массовой рассылкой резюме и не были способны справляться с работой. Заодно проект помог заинтересовать работой в GCHQ тех, кто любит решать задачки и взламывать коды, но никогда не думал о том, чтобы заниматься этим профессионально.

У британского ведомства богатая история геймификации. Предшественник — Правительственная школа кодов и шифров (Блетчли парк) — проверяла навыки специалистов для расшифровки кодов немецкой шифровальной машины «Энигма» кроссвордами.

Игрофикация HR-процессов актуальна для взаимодействия с представителями поколения Y. Для работы с ними необходимо использовать совершенно иные инструменты и подходы для привлечения в компанию и дальнейшей мотивации. Среди наших клиентов геймификацию преимущественно используют компании из IT-индустрии и телекоммуникационного сектора.
Ольга Высотская, директор по работе с клиентами Open Group.
3
Marriott International
На волне популярности игр для соцсетей Marriott создал свою компьютерную игру про индустрию гостеприимства — My Marriott Hotel. В ней игроки занимались управлением рестораном: закупали продукты, нанимали персонал, распределяли ресурсы, принимали решения об открытии новых точек.

Игра существовала в веб-версии и как приложение для Facebook. Для оценки потенциальных сотрудников My Marriott Hotel не использовалась, но в найме опосредованно помогала. В Mariott ежегодно требуется около 50 тысяч новых сотрудников, так что с целью — познакомить всех желающих с работой в индустрии — игра справлялась неплохо.

4
Google
Если пользователь постоянно гуглит термины, которые используют продвинутые специалисты в работе или учебе, то прямо на поисковой странице ему неожиданно показывают сообщение: «Мы говорим с вами на одном языке» и предлагают пройти «за белым кроликом».

После серии интересных и сложных задачек на программирование, которые должны проверить уровень знаний и заинтересовать, следует приглашение на интервью. Улов у Google штучный, но стоящий: за первые семь месяцев работы программы наняли около 20 профессионалов высокого уровня. На собеседование попал только каждый пятый прошедший квест, зато все из них попали в компанию.

Для привлечения сотрудников Google и другие IT-компании, в том числе российские, проводят чемпионаты по программированию. Их победители получают денежный приз и приглашение на работу.

Исследовательская компания Markets and Markets в своем обзоре по геймификации предсказывает, что к 2018 году рынок услуг для геймификации достигнет объема в 5,5 млрд долл. Enterprise Gamification Consultancy предсказывает, что количество вендоров, продающих платформы для геймификации, к 2017 году удвоится.
5
PriceWaterhouseCoopers
Венгерское подразделение PwC придумало игру Multipoly. Потенциальные сотрудники могут попробовать себя в виртуальной реальности PwC, симулирующей первый год в офисе компании.

У каждого участника игры есть миссия. Он играет в составе команды из других кандидатов. В процессе участник ведет переговоры с клиентами и выполняет другие профессиональные задания, которые показывают степень готовности кандидата к работе в консалтинговой компании.

PwC — одна из немногих компаний, которая раскрыла результаты геймификации. Возможно потому, что они впечатляют: число кандидатов выросло на 190%, при этом они лучше подготовлены и мотивированы, на их обучение уходит меньше времени. Игра продолжает развиваться. В 2016 году победителей онлайн-игры пригласили на второй этап — офлайн-раунд в Будапеште.

Для привлечения специалистов в контактные центры наш клиент использует легкий и известный многим игровой метод — «Приведи друга». Сотрудник рекомендует специалиста на открытую вакансию и получает за это «лайки» или «баллы», которые дают возможность сотруднику получить ценный приз, дополнительный бонус, путевку на обучающий профессиональный тренинг и другое. Такая игра работает уже более года, и статистика демонстрирует, что 30% вакансий определенной категории закрываются именно за счет этого инструмента.
Ольга Высотская, директор по работе с клиентами Open Group.
6
Сбербанк

Сбербанк создал отдельный сайт для поиска сотрудников — «Сбербанк талантов». Соискателю в зависимости от опыта — «начинающий», «эксперт» или «руководитель» — предлагается попробовать себя в соответствующей роли, «устраиваясь» в отделение банка в Красной поляне (Сочи). Новичкам предстоит сочетать выполнение плана продаж с учебой и личной жизнью, экспертам — запустить программу кредитования с другими подразделениями банка и принимать решения в зависимости от изменения игровых параметров. Руководитель филиала должен грамотно распорядиться ограниченным количеством банкоматов, отделений, колл-центром, чтобы обеспечить население банковскими услугами и вытеснить конкурентов. В игре есть также описания вакансий и истории успеха.