Женщины отказываются от карьеры в технических профессиях ради личной жизни

 

Hоссийские женщины, занятые в технических специальностях, считают баланс работы и личной жизни и дружественную атмосферу в коллективе ключевыми качествами привлекательного работодателя. К таким выводам пришли исследователи Kelly Global Workforce Index (KGWI). По результатам исследования, в котором приняли участие 164 000 респондентов из 28 стран, включая 12 760 человек из России, сократить нехватку специалистов в сфере STEM (Science, Technology, Engineering and Math) в России и странах Европы можно лишь с помощью привлечения кандидатов женского пола. Однако, как показывает новое исследование, женщины технических профессий стремятся к работе в благоприятной корпоративной среде и в компаниях, помогающих поддерживать правильный баланс между работой и личной жизнью.

Неблагоприятная атмосфера на работе и невнимание к интересам семьи, характерные для компаний STEM сектора, являются основными проблемами, которые необходимо решить, чтобы привлечь талантливых сотрудников женского пола.

В целом, во время поиска работы, женщины технических профессий чувствуют себя практически также уверено, как и их коллеги мужчины: 70% опрошенных женщин уверены в том, что они востребованы на рынке труда, всего лишь на один процент уступая в уверенности коллегам-мужского пола (71%). Для сравнения, женщины в странах Европы менее уверены в своей востребованности на рынке (56%), тогда как аналогичный показатель среди мужчин составляет 67%. По мнению экспертов KELLY это связано с тем, что в последние годы занятость женщин в технических специальностях возросла, и многие работодатели технической сферы успели избавится от гендерных стереотипов в отношении работников.

62% россиянок, занятых в сфере STEM уверены, что они в любой момент смогут найти работу на аналогичной позиции, по сравнению в 52% среди мужчин. Еще 81% считают, что могут претендовать на такую же или более высокую позицию при смене работы. Процент кандидатов среди мужчин, разделяющих их позицию составляет 78%. Мужчины опережают прекрасный пол только в отношении оценки собственных навыков и опыта: 84% респондентов-мужчин считают, что их навыки и опыт позволяют эффективно конкурировать с другими соискателями на рынке, по сравнению с 79% среди женщин. Наиболее востребованными по отраслям чувствуют себя представительницы Hi Tech индустрии (83%), ИТ (78%) и Инжиниринге (69%), наименее — в сфере Науки (34%).

Важным фактором, оказывающим влияние на выбор работодателя для большинства россиянок, занятых в сфере STEM является дружественная атмосфера и сплоченный коллектив. На этот фактор обратят внимание 67% женщин. В то же время 64% женщин технических профессий в России считают привлекательной возможность поддерживать баланс работы и личной жизни и признаются, что они будут учитывать этот фактор при принятии решения о трудоустройстве. Интересно, что 34% женщин технических профессий, принявших участие в исследовании, говорят о том, что они готовы потерять в заработной плате ради гибкого графика работы. При этом, 33% опрошенных готовы пожертвовать повышением по службе ради возможности наладить баланс между работой и личной жизнью.

Отвечая на вопрос, о том какие факторы способствуют достижению баланса между рабочим и личным, все представители STEM единогласно выделяют дружественную атмосферу в коллективе, гибкий рабочий график, дополнительные дни отпуска, программы по снижению стресса. Однако мужчины на первое место ставят гибкий рабочий график (67%), дружественную атмосферу в коллективе (65%), дополнительные дни отпуска (54%), а для женской половины респондентов, на первое место среди приоритетов выходит дружественная обстановка (67%), затем следуют гибкий рабочий график (64%), дополнительные дни отпуска (60%). Женщины больше своих колллег-мужчин ценят ограничения на работу за пределами рабочего времени 32%. При этом, работники мужского пола в STEM выше ценят возможность работы с инновационными продуктами (44%), по сравнению с коллегами женского пола (28%).

Среди факторов, оказывающих влияние на выбор работодателя, представители обоих полов в STEM в первую очередь уделяют внимание размеру материальной компенсации (по 93%). Далее предпочтения расходятся: женщины больше чем мужчины ценят возможность работы в высоко профессиональном коллективе (72%), коллеги мужского пола скорее обратят внимание на карьерный рост (65%), возможности работы над инновационными проектами и новейшим оборудованием (по 55%). При этом, женщины STEM сектора ценят такие факторы, как репутация компании (61%), баланс между работой и личной жизнью (60%), а также тренинги и программы развития, предлагаемые работодателем (59%).

Информация об исследовании:
Данные являются результатом развернутого опроса Kelly Global Workforce Index, проведенного в декабре 2014 — феврале 2015 года;
• Участие в исследовании приняли 164 000 человек в 28 странах мира, включая 12 760 в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Самара, Тюмень, Уфа);
• Портрет участника опроса в России: 
— женщины – 45%/мужчины – 55%; 
— поколение Y – 58%, поколение Х – 38%, бейби бумеры – 5%
— Полная занятость — 79%, Частичная занятость/Фриланс – 4%, Временная занятость – 4%, Без работы – 2%, Ищут работу 10%.

«В последние годы мы наблюдаем тенденцию к тому, что роль женщин в технической сфере растет. Если раньше разделение на мужские и женские профессии могло быть оправдано сложностью производства, то развитие технологий и автоматизация производственных процессов позволяют все чаще не учитывать подобные ограничения. В сфере STEM сегодня востребованы качества, традиционно считающиеся женскими: многозадачность, терпеливость, аккуратность, внимательность и ориентированность на потребности заказчика. На многих технических должностях женщины зачастую проявляют себя не хуже, а то и лучше коллег-мужчин. Это относится к сферам технической поддержки, тестирования, системного анализа, программирования, инжиниринга, архитектуры и управления бизнес-процессами. Но для того, привлечь лучших специалистов женского пола, работодатели должны учитывать факторы, которые мотивируют женщин, такие как гибкий рабочий график или дополнительные дни отпуска, и включать их в свой социальный пакет» — отметила Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services Россия и Польша:.