Как роботы увольняют «неосторожных» сотрудников

 
Специалисты по кадрам советуют скрывать свои резюме в базах вакансий. Но с каждым днем делать это становится все сложнее, появляются новые технологии слежения за сотрудниками. Тех, кто ищет работу, их начальство вычисляет с помощью алгоритмов по малейшей активности в Интернете. Можно ли уберечься от слежки, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.
Тех, кто ищет работу, не уволившись со старой, возможно, ждет неприятный сюрприз. Большинство работодателей подписывается на обновления резюме своих сотрудников. Некоторые даже нанимают кадровые службы, чтобы те присылали списки «кандидатов на увольнение». Рассказывает руководитель исследовательского центра Superjob Наталья Голованова: «HR-специалисты, рекрутеры, представители работодателей в принципе смотрят за теми, кто попадает в базу резюме, они отлеживают резюме своих сотрудников на самом деле даже пристальнее, чем сотрудников своих конкурентов.
Собственно говоря, 44% компаний признавались нам в том, что они специально смотрят, есть ли у нас резюме их работников». Обнаружение резюме сотрудника вызывает у кадровиков неоднозначную реакцию. Есть фирмы, где к поиску работы относятся лояльно, но есть и те, в которых такое поведение расценивают как приговор. Судя по опросам среди работодателей, соотношение примерно 40 на 60, больше трети из них однозначно против поиска работы на стороне. Для сотрудника это будет значить вызов на ковер со всеми вытекающими последствиями, предупреждает эксперт из Coleman Services Олеся Мурашова: «Вполне возможно, что с этим сотрудником проведут не очень приятную беседу, в ходе которой либо на него могут нажать, чтобы он как-то ускорил свои попытки поиска нового рабочего места. Опять-таки отношения в коллективе уже будут не те, что прежде. Будут косо смотреть, предъявлять более жесткие требования к выполнению работы и так далее».
Впрочем, реакция бывает и прямо противоположной. Кадровики рассказывают, что начальство нередко вызывает таких соискателей на разговор, чтобы поднять им зарплату, поговорить о повышении или каком-нибудь дополнительном бонусе. Удержать стараются тех сотрудников, которых действительно ценят и в тех фирмах, где практикуют принцип «не давать людям больше, пока они сами не попросят». Продолжает Наталья Голованова: «Как говорят сами работодатели, резюме на работном сайте можно рассматривать как крик о помощи сотрудника, который стесняется подойти к руководителю, обсудить повышение оплаты труда. Это я сейчас прямо процитировала одного из работодателей». И тем не менее размещение резюме на сайте это риск, поэтому поисковые базы дают соискателям возможность скрывать данные от своего нынешнего работодателя. Эта опция есть в настройках профиля на многих сайтах по поиску работы. Проблема лишь в том, что кадровые службы все равно их «видят». Скрытое резюме довольно быстро попадает в другие базы, а оттуда — уже работодателю, замечает Олеся Мурашова: «Очень наивно полагать, вывешивая свое резюме в открытом доступе и даже закрывая его от текущих работодателей, что он об этом не узнает.
Так или иначе в любом случае информация с рынка утечет. Таких последствий можно избежать единственно возможным способом — отправлять свое резюме напрямую работодателю, ответственному за подбор специалисту, но ни в коем случае не вывешивая его в открытых источниках в поисковых сайтах». В России нет точной статистики, зачем и как часто сотрудники обновляют свои резюме, но, например, на Западе это делает каждый второй работник хотя бы один раз в год. Походы на собеседования считаются хорошим способом держать себя в карьерном тонусе — разведать обстановку на рынке, заново оценить свои возможности. В России тоже так делают, но немногие. Обычно если уж идут на встречу, то уходят на новое место, говорит руководитель карьерного направления Headhunter Марина Хадина: «Динамика переходов в России и на Западе сильно отличается. Скажем, например, в Германии средний стаж в компании это 5 лет. А у нас это 1,5-2 года. У нас, особенно в столицах, особенно в мегаполисах карьера складывается более динамично, потому что там очень много возможностей». Отсюда и появляется повышенная ревность со стороны нынешних работодателей. Они готовы тратить время и деньги на слежку за сотрудниками, чтобы удержать одних и отсеять других.
Последний писк в этом деле — компьютерные алгоритмы. Это виртуальные роботы, которые сканируют активность работников в интернете. Они анализируют посты в соцсетях, лайки и ретвиты, историю браузера и, конечно, открытые базы резюме. После этого выставляют каждому сотруднику оценку в зависимости от его стремления уйти, а работодатель уже принимает решение на основе этих данных: кого поощрять, а кого выгонять. Замгендиректора холдинга АНКОР Татьяна Баскина признается, что пока не доверяет таким роботам: «Если человек не искал работу, а на него обрушились в несправедливыми обвинениями и критикой, он как раз ее и может начать искать. Есть еще фактор чудачеств техники, пока у нас роботы это молодой инструментарий, и зачастую выводы, которые они делают на основе тех или иных данных они забавны, и к ним нужно относиться с изрядной долей критичности». Можно легко представить, как машина подведет человека под увольнение без веских причин, говорит эксперт. Часто бывает ситуация, что соискатели обновляют свои резюме или заходят на сайты фирм-конкурентов импульсивно, например, из-за временных сложностей на работе, после чего быстро забывают об этом. Но робот не пропустит обновление и сообщит об этом в отдел кадров, после чего вырастет вероятность, что новую работу человеку все-таки придется искать.