Как планировать, если случайности меняют планы

 
Директор корпоративной сетевой академии «Ростех» Дмитрий Волошин рассказал порталу rabota.ru о личном подходе к планированию времени.

Дмитрий Волошин, директор корпоративной сетевой академии «Ростех»

Мне кажется, я нашел для себя формулу правильного планирования. Искал долго, читал разные книги. В чем сложность? Планирование на короткую перспективу (2−6 недель) достаточно просто, планирование на длинную (5−10 лет) — тоже несложно. Вся засада в планах на месяцы вперед. Почему? Да, оказывается, так много случайных или выглядящих случайно событий, что они разносят аккуратно созданный план походя, не утруждаясь.

Что такое план на 5−10 лет? Это направление. Надо дать себе ответ на вопрос: «Куда ты идешь?», и все. Двигаясь прямо или галсами, важно удерживать направление. Понятно, что эти планы могут быть по разным аспектам жизни: семья, друзья, карьера и так далее. Бывает, что под давлением обстоятельств это направление ты пересматриваешь. Некоторые называют это кризисом, но вообще это перепланирование. Оглянулись, посмотрели, где мы есть, сопоставили с ожиданиями конца пути и решили пойти в другую сторону.

План на недели и пару месяцев, иногда на год, тоже понятен. Как правило, нет таких актуальных задач или проектов, которые не раскладываются на подзадачи, на подпроекты, на встречи, совещания, рабочие задачи. Конечно, реализацию этого плана усложняют коммуникации. Как правило, именно они изменяют план на эти несколько месяцев неузнаваемо. Но при некоторой гибкости и прозорливости возможно делать планы с хорошим горизонтом, достоверные на всем протяжении. Главное — верно идентифицировать всех, с кем надо коммуницировать, и заложить резервы времени. На убеждение, в основном.

А вот план на год или два совсем сложное дело. Он вроде уже не про абстрактные направления или глобальные цели. Но еще и не про встречи. То есть он, скорее всего, про крупные проекты, достижения, которые можно измерить количественно, и так далее. И наполнение этими проектами очень зависит от не зависящих от нас историй. Его очень сложно предугадать. Сегодня — одна информация, а завтра — другая. Сегодня ты на коне и всем нужен, а завтра изменилась конъюнктура и все пошло под откос. И, главное, ты совсем не при чем. Так, жизнь внесла свои коррективы.

Метод, о котором я упомянул в начале, и который пригоден для планирования, называется «песочные часы». Название мое, авторское. Суть метода такова: ты «собираешь» проекты, идеи, предложения о партнерстве до насыщения. Естественно, в рамках выбранного тобой направления движения.

Ты как бы раскрыт наружу, впитываешь всю информацию и ищешь возможности. Прорабатываешь все, кроме уж совсем трешовых. Часть из них становится проектами, и ты загружаешься их реализацией. В какой-то момент наступает насыщение. Его легко распознать: тебя просто начинают раздражать новые предложения или варианты. Это — бутылочное горлышко часов.

С этого момента фокус переключается на отобранные и запускаемые проекты. Ты отсекаешь и выключаешь все идеи и контакты, оставляя и реализуя малую часть из них. Они, эти проекты, начинают увеличиваться по мере их реализации, постепенно вытесняя саму возможность твоего внимания к внешним идеям. Просто не остается времени, да и желания нет. Сама по себе первая фаза, да и вторая, является предметом планирования. Это цикл, который ты проходишь раз за разом, двигаясь в выбранном направлении. Прямо или галсами, неважно.

 
 

Еще на HRpuls.ru: