«Очевидно, что этого недостаточно в качестве временного источника средств к существованию на разумный период, пока человек ищет работу», — признают в министерстве.
По расчетам Минтруда, если будет принято решение о введении страхования от безработицы, тариф не превысит 1%. «Сюда же можно включить выплату задолженности по зарплате работникам компаний-банкротов, если средств от продажи активов компаний недостаточно для покрытия долгов по зарплате», — отметили в ведомстве. Согласно оценкам чиновников, в денежном выражении это составит порядка 200 млрд рублей, что почти в 5 раз больше, чем сумма, выделяемая из бюджета для безработных на данный момент.
Идея страхования от безработицы не нова. Подобная система уже работала в России до 2001 года. Тогда пособия выплачивались из средств специально созданного внебюджетного Государственного фонда занятости населения. Ставка отчислений, которые платили работодатели с заработка сотрудников, варьировалась от 1% до 2% в зависимости от года и экономической ситуации.
Благо или бремя?
Заработать новая система сможет не раньше чем через 7−10 лет. Однако уже сейчас реформа вызывает много вопросов как у работодателей, так и работников. Первые опасаются повышения налогового бремени, вторые — того, что «начальство компенсирует новые расходы за счет зарплат», то есть либо будет платить меньше, либо частично перейдет на серые схемы.
Доктор экономических наук Сергей Смирнов полностью поддерживает идею восстановления системы, когда пособия по безработице регулировались пропорционально вкладу работника в систему страхования. «Однако не думаю, что идея будет реализована, — считает эксперт. — Сейчас есть гораздо более глобальные проблемы, которые могут отразиться на работниках. Например, попытка создать новую систему формирования индивидуального пенсионного капитала. Это уже будет дополнительной нагрузкой на работников». К тому же, размер пособия по безработице — ни минимальный, ни максимальный — не менялся уже 8 лет. А на его повышение свободных ресурсов у бюджета нет.