Главная / Новости / Мнения и интервью /
О кумовстве и непотизме в бизнесе
Автор: HRpuls Опубликовано: 21.04.2017 12:48 в рубрике Мнения и интервью, Новости
Твитнуть |
Начальники берут друзей и родственников на работу в первую очередь для того, чтобы было кому доверять. У руководителей существует иллюзия, что если взять человека «не с улицы», то он гарантированно будет «за тебя». В итоге часто оказывается, что пост получает некомпетентный или незаинтересованный кандидат. А если он еще и пользуется особым покровительством руководства, то структура компании потихоньку начинает разрушаться. Полезные, правильные сотрудники, которые пришли для развития бизнеса и себя в бизнесе, понимают, что здесь другие правила игры, и постепенно покидают компанию.
Если уходить ввиду горе-менеджмента вы не намерены и даже чувствуете в себе склонность к политическим играм и хотите каким-то альтернативным способом, а не за счет достижений, проложить себе карьерный путь, то со «своими» стоит дружить, особенно пока они в милости. Но здесь следует быть очень осторожными, потому что решения, принимаемые в пользу друзей и родственников, контрлогичны, и такие люди очень резко могут впасть в немилость. И тот факт, что вы с этим сотрудником дружны, в итоге сыграет против вас. Совет все-таки сохранять в таких ситуациях нейтралитет можно считать универсальным.
Часто, нанимая друга-непрофессионала на управляющие позиции, через какое-то время руководство осознает проблему, и перед ним встает вопрос: как уволить «своего» человека? Но оказывается, что освободиться от болезненных отношений с другом в бизнесе намного сложнее, чем уволить рядового сотрудника.
Бывают случаи, когда от «своих» откупаются, выдавая им перед выходом «парашют» такого размера, что это позволяет сохранить дружбу.
«Застраховать» руководителя при найме родственника или друга поможет так называемый психологический контракт. У знакомых за пределами офиса людей есть иллюзии на счет взаимопонимания: «Раз мы друзья / родные люди, то как-нибудь договоримся», поэтому стороны идут в проект, не оговаривая всех деталей на берегу. Здесь и кроятся подводные камни, о которые разбилось множество дружественных и родственных связей в бизнесе. Со «своими» обязательно нужно заключать как формальный (трудовой договор), так и психологический контракты — обговорить взаимные ожидания, линию поведения в коллективе и т. п. Иначе вместе с первыми трудностями в работе всплывут и непреодолимые разногласия личного характера.
Собственник взял на работу своего друга детства, чтобы «навести порядок» в коллективе и развить бизнес. Друг — военный офицер, склонный к выстраиванию иерархии, чего в компании как раз не хватало. За время своей работы он этот аспект реализовал достаточно успешно, правда, оказалось, что бизнесу нужно было совсем другое — вследствие его действий компания совершенно перестала расти. Менеджер уделял повышенное внимание корпоративной безопасности — его военное прошлое к этому располагало, но вот развития не было, потому что отсутствовали необходимые компетенции. Вопреки обычному ходу подобных событий, история разрешилась без трагедий: между собственником и его другом были четкие договоренности о взаимных ожиданиях, не только контракт формальный, но и психологический, который и спас их дружбу. Наемный топ-менеджер не выполнил часть своих функций, обе стороны это признали, и деловое сотрудничество прервалось, но за пределами офиса люди остались друзьями. А для бизнеса взяли нового человека, который был силен в развитии и росте, и это помогло компании выйти на новый виток.
Генеральный директор-экспат женился на русской сотруднице московского представительства, где они вместе работали. Через какое-то время супруги развелись, но оба продолжили работать в компании. Удивительное заключается в том, что бывшая жена не получила расширенных полномочий, завышенной зарплаты или дополнительного внимания руководства. Она — хороший сотрудник, находилась на своем месте и не позволяла себе лишнего, но при этом вся компания знала, что ее никогда не уволят, как минимум потому, что она содержит детей руководителя.
То есть, несмотря на непростую ситуацию с точки зрения межличностных взаимоотношений, руководитель смог выстроить бизнес-процессы таким образом, что его родственница являлась рядовым сотрудником, на равных со всеми остальными условиях, с одним лишь негласным бонусом, с которым коллектив легко смог смириться.
Текст:
Мила Кретова
Еще на HRpuls.ru:
Популярное:
- Intercomp: Об изменениях в приеме на работу граждан Казахстана в России в 2012 году
- Официальный уровень инфляции в России в 2012 году составил 6,6%
- По данным Росстата, уровень инфляции в России за 2011 год составил 6,1%
- ФСС расшифровал новые коды нетрудоспособности и подготовил программу для заполнения больничных
- Росстат: Средняя зарплата в России в 2012 году составила 26690 рублей, безработица — 5,3%
Последние публикации:
- «Союзмультфильм» временно отказался от буквы «л» в названии, чтобы поддержать детей с логопедическими сложностями
- Где россиянам выгоднее всего подрабатывать осенью 2023 года
- Обязан ли работодатель индексировать заработную плату?
- Cлужбы занятости населения решают задачи найма и трудоустройства с помощью джоб-платформ
- Количество вакансий в IT в России выросло на 10% за год
Поиск по HRpuls.ru
Последние публикации
-
«Союзмультфильм» временно отказался от буквы «л» в названии, чтобы поддержать детей с логопедическими сложностями
/
-
Где россиянам выгоднее всего подрабатывать осенью 2023 года
/
-
Обязан ли работодатель индексировать заработную плату?
/
-
Cлужбы занятости населения решают задачи найма и трудоустройства с помощью джоб-платформ
/
-
Количество вакансий в IT в России выросло на 10% за год
/
Темы
Популярное
- “Уберечь, что еще осталось»: с чем приходят к финансовым консультантам сотрудники российских компаний
- Каждый HR сегодня должен знать, как решить задачу про полтора землекопа!
- Россияне рассказали о самых вредных привычках коллег