На протяжении последних 12 месяцев работодатели массово сокращали низкоквалифицированный и офисный персонал, а россияне в поиске нового места работы прежде всего интересовались зарплатой, соцпакетом и графиком работы. Уменьшение зарплаты и сокращение коснулось 29% активных соискателей. Это показал опрос, представленный «Avito Работа», одним из крупнейших в России сервисов для поиска вакансий и резюме, на форуме ИД «Коммерсантъ» «HR-хакатон. Новые эффективные способы организации работы с персоналом».
«Avito Работа» – аналитический партнер Форума – представил результаты опросов работодателей и соискателей, посвященных актуальным HR-тенденциям в российских компаниях. В исследованиях приняли участие более 6 500 респондентов, в том числе 522 представителя компаний-работодателей и 6 129 соискателей.
По мнению работодателей, наиболее заметными трендами в управлении персоналом остаются оптимизация численности сотрудников и развитие гибких форм занятости. Так, за последний год оптимизацию в компаниях проводили 48% участников опроса, в первую очередь за счет сокращения низкоквалифицированного производственного и офисного персонала. 20% респондентов, напротив, отметили увеличение как расходов, так и числа сотрудников предприятия.
Также работодателям было предложено оценить перспективу смены парадигмы PerformanceManagement с «я тебя оцениваю» на «я хочу тебе помочь». 60% респондентов отметили, что новый принцип соответствует менталитету российских сотрудников, в то время как 40% придерживаются противоположного мнения. При этом более половины опрошенных сообщили, что на данном этапе для оценки достижений и результативности в компаниях проводятся регулярные встречи руководителя и подчиненного. Ежеквартальной оценкой результатов и постановкой целей занимаются 10%, ежегодной – 7% респондентов. 27% заявили, что не ведут системной работы с оценкой результативности.
Кроме того, по результатам опроса работодателей был составлен рейтинг популярных корпоративных методов обучения: лидирующие позиции заняли обучение на рабочем месте, наставничество, тренинги и семинары.
Основными темами в рамках опроса соискателей стали оптимизация предприятия, критерии выбора места работы, мотивационные факторы и эффективность корпоративных методов обучения. Интересно, что большинство активных соискателей – 62% – сообщили, что в их компаниях обошлись без оптимизации, однако 29% отметили сокращение численности персонала, уменьшение фонда оплаты труда и организационные изменения.
Самыми значимыми критериями выбора работы ожидаемо стали размер заработной платы, удобный график и социальный пакет, а ключевыми мотивационными факторами – премии и бонусы, фиксированный ежемесячный оклад, льготы и компенсации. Наиболее эффективными методами обучения соискатели считают обучение на рабочем месте, обмен опытом и наставничество.
Также в рамках конференции участники были приглашены к дискуссии по вопросу формирования комфортной HR-среды. Со-модератором соответствующей сессии стала Ольга Елина, руководитель направления коммерческих проектов «Avito Работа».
«Мы рады выступить в качестве аналитического партнера Форума и представить актуальную информацию о текущих HR-трендах. Исследования «Avito Работа» дают возможность сопоставить два мнения – работодателей и соискателей – по ключевым проблемам HR, что позволяет измерить настроение рынка труда, определить критерии выбора и предпочтения соискателей при поиске и смене работы», – комментирует Ольга Елина.
Об «Avito Работа»
Avito – самый популярный сайт для продажи товаров и услуг, входящий в топ-5 наиболее посещаемых сайтов России по версии Liveinternet. Согласно Mediascope и собственным данным компании, ежемесячная аудитория Avito превышает 32,5 млн человек — около четверти населения России. 10 млн уникальных пользователей заходят на Avito с мобильных устройств.
На сайте размещено более 36,6 млн актуальных объявлений, каждый день пользователи добавляют около полумиллиона новых объявлений. В раздел «Работа» заходит каждый пятый пользователь Avito (согласно данным Mediascope по городам с населением свыше 100 000 человек). В течение месяца посетители Avito просматривают вакансии и резюме более полумиллиарда раз.