Эмоциональный интеллект

 
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции и использовать их для решения задач: например, в состоянии радости хорошо творить, в печали — заниматься рутинной работой. Высшая степень развития эмоционального интеллекта — это умение управлять чужими эмоциями. Этой теме был посвящен мастер-класс генерального директора Международного центра «Креативные технологии консалтинга» Елены Хлевной, о котором рассказал портал Rabota.ru.

Первая сложность, с которой сталкиваются люди, желающие развивать эмоциональный интеллект, заключается в том, что нам не хватает слов, чтобы описать оттенки эмоций, а то, что не имеет названия, сознание не идентифицирует.

Существует всего девять основных эмоций, степень интенсивности их переживания дает шкалу из 27 эмоций.

Методы работы с эмоциями

Вторая сложность — в понимании природы эмоций. Чтобы научиться понимать свои чувства, предлагается в течение трех недель вести дневник эмоций. Для этого нужно поставить напоминания через каждые два часа (кроме времени ночного сна) и по звонку будильника записывать те эмоции, которые переживались непосредственно до сигнала. Кроме того, надо пометить причины, вызвавшие эти эмоции. Занятие, надо сказать, непростое. Через пару дней выяснилось, что испытываемые в течение дня эмоции достаточно однообразны, если пользоваться названиями из термометра эмоций. А для описания их оттенков по-прежнему не хватает слов.

Анализ полученного материала позволяет понять, какие переживания в какое время дня превалируют, что провоцирует их появление. Ну, а дальше можно постараться изменить ситуацию. Например, если в течение дня одна и та же рабочая задача вызывает раздражение и досаду, то стоит подумать, как ее изменить, чтобы избежать негативных эмоций.

Нет плохих или хороших эмоций. Есть эмоции приятные или неприятные, полезные для решения конкретной задачи или вредные. Крайняя степень интенсивности эмоций выключает мозг. То есть состояние ужаса, как правило, парализует, восторг — лишает критического мышления, гнев — способности адекватного реагирования.

Для того чтобы эмоции не мешали, существуют методы управления ими. Так, например, можно заставить себя сконцентрироваться на ощущениях в теле и мысленно проговорить их. Таким образом запускаются мыслительные процессы, и интенсивность переживаний сокращается. Ужас трансформируется в страх, который дает энергию для критического мышления, а гнев — в злость, полезную для решения задач, требующих прорыва.

Самая страшная эмоция — скука. По мере нарастания она трансформируется в отвращение. Если скука наблюдается у сотрудника — это первый звонок, предвещающий скорое профессиональное выгорание. Нейтрализовать вредное переживание можно с помощью интереса. Однако чтобы его вызвать, нужно понимать ценности сотрудника и ни в коем случае не проецировать свои ценности. То есть не надо «радовать» коллегу, отдавая ему свою любимую задачу, надо найти то, что будет интересно ему.

Эмоции заразительны. В этом есть свои плюсы и минусы. Один единственный сотрудник может заразить коллектив энтузиазмом или неудовольствием. Задача руководителя управлять эмоциями коллектива. Типичная ошибка — транслировать противоположную эмоцию. Так, например, человека в гневе еще больше разозлит попытка поговорить с ним в максимально спокойном тоне, не меньше раздражают попытки искусственно взбодрить того, кто находится в состоянии грусти. Сначала следует разделить эмоцию (в чуть меньшей степени интенсивности) и только затем трансформировать ее.

Управление эмоциями — умение, которое становится жесткой необходимостью. Повсеместная автоматизация производства со временем оставит на рынке труда только те профессии, в которых важен коммуникативный навык. Развитый эмоциональный интеллект — конкурентное преимущество, но чтобы получить его, нужно терпеливо учиться. Впрочем, к мысли о необходимости постоянного саморазвития все, кажется, уже привыкли.