Как мотивировать творцов?

 
Продуктивность творческого коллектива зависит от настроения сотрудников. К ним нужен особый поход. Об особенностях руководства креативной командой порталу Rabota.ru рассказала режиссер, блогер и создатель студии «ТвоёКино» Олеся Кашицына.
Мотивационные приемы, которые дают результаты

1. Свободный график. Один из самых «лакомых кусочков», которые может предложить босс. Реализовать можно несколькими способами: сделав нефиксированное время выхода на работу в первой половине дня, разрешив работать в вечерний или даже ночной период, организовав «разорванный график», когда сотрудник может куда-то уехать при необходимости в течение дня. Разумеется, при этом поставленные задачи должны выполняться своевременно.

Я пишу сотруднику четкую инструкцию, в которой указано, что он имеет возможность придерживаться свободного графика, но ровно до тех пор, пока успевает вовремя выполнять свою работу. Своим сотрудникам я обрисовываю задачу и указываю сроки ее выполнения. И стараюсь следить, чтобы все были равномерно загружены. Таким образом, коллектив работает в рамках ограниченного времени. На первых этапах, бывает, человек не успевает уложиться в сроки — для него это означает, что придется отрабатывать сверхурочно. В ином случае он имел бы возможность потратить свободное время для личных дел.

2. Самореализация. Творческим людям нужно давать возможность высказать свое мнение, сгенерировать идею или предложить варианты ее воплощения. С энтузиазмом ими воспринимаются и нетривиальные задания. Я часто назначаю кого-то ответственным за написание сценария или слов к песне, разработку костюма герою и т. п. Пусть на общую задачу работают ВСЕ сотрудники — тем или иным способом: это помогает сплочению коллектива, каждый в нем ощущает себя нужным и получает удовлетворение от творческого процесса.

Технически это выглядит так: я регулярно устраиваю «летучки», на которых прилюдно раздаю задачи, подчеркивая, что каждая из них мегаважная и ответственная. Стараюсь периодически проговаривать вслух, что работа распределяется в равных долях, чтобы никому не было обидно — это позволяет избежать склок, зависти и обид внутри коллектива. Сотрудникам нравится выделяться своим оптимизмом и активностью. Они стараются подчеркнуть личную значимость и профессионализм, подтвердив на деле, что проект им под силу.

3. Похвала. Креативных работников нужно поддерживать на эмоциональном и психологическом уровнях. Самый действенный инструмент — похвала, причем признание заслуг периодически должно высказываться публично. После каждой выполненной задачи я всегда стараюсь выразить свою благодарность. Это несложно, но всего пара искренних фраз способна повысить человеку самооценку!

Как-то мой сотрудник допустил серьезную ошибку. Я не сдержалась, отчитала его при всех — и вскоре об этом пожалела: на последующих заказах и в общении со мной он был очень зажат, скован, словно держал обиду… Это очень мешало работе.

В другом случае оператор на площадке вел себя слишком строго, работал без настроения и небрежно. Мне не нравится такой подход. Но вместо того, чтобы расстаться с ним, я решила использовать другую тактику. В момент обсуждения заказа клиент сказал, что кадр ему кажется неверным. Я ответила, что он сделан самым лучшим оператором нашей студии, настоящим мастером, и мы должны ему довериться. И вот, похвала, несколько улыбок и мое внимание — и оператор стал работать как ангел: до сих пор он ко всему подходит с душой и энтузиазмом.

4. Дедлайн с запасом и конкуренция. Для каждого проекта или его части надо устанавливать дедлайны, иначе музу творческий сотрудник может ждать по полгода. И при этом обязательно оставлять запас времени на случай форс-мажора. Например, если сдача заказа планируется 25-го числа, то работника нужно ориентировать на 20-е. Таким образом, в случае срыва графика в распоряжении руководителя будет 5 дней на решение ситуации. Нужно прописать четкую инструкцию, обязав сотрудника придерживаться сроков, а также интересоваться, как протекает процесс работы и успевает ли он к дедлайну. В случае загруженности я позволяю передать задание другому члену коллектива — но тогда и оплату получит тот, кто будет доделывать проект. Таким образом, человек получает свободу выбора и уверенность в том, что его не уволят в случае отклонения от графика. Все это позволяет ему трудиться в спокойном эмоциональном состоянии и, вместе с тем, хорошо мотивирует!

Я не переживаю о том, успеет ли сотрудник выполнить работу вовремя или нет. Я в ответе перед клиентами за сроки, это моя репутация. Если задача не выполнена к сроку, проект автоматически переходит к другому сотруднику. Однажды мой монтажер не сдал фильм к дедлайну, я передала заказ другому — и быстро получила от него ролик в готовом виде. Спустя какое-то время позвонил первый монтажер и сообщил мне о том, что справился с заданием. Я сказала, что проект уже сдан, он опоздал. В итоге работа им была проделана бесплатно.

5. Возможность проявить себя. Важно не мешать человеку попробовать свои силы в непривычной области деятельности — это может принести отличные плоды. Мой осветитель в какой-то момент стал помогать настраивать героев съемки на нужный лад, рассказывая и даже показывая, что и как делать. Сегодня он — незаменимый помощник режиссера на площадке, способный разговорить самого скованного клиента. Я стараюсь просто быть внимательной к людям. В самые неожиданные моменты они могут проявить себя с неожиданной стороны. Всегда интересуюсь у клиентов и подрядчиков впечатлениями от моих сотрудников — как они отработали, все ли понравилось. Это позволяет выявить их новые возможности и заодно заметить как положительные, так и отрицательные тенденции.

6. Неформальные отношения. Творческие люди лучше работают в благожелательной обстановке, чем в атмосфере строгих установок и правил. Для многих отношение босса является определяющим фактором: оправдывают себя внимательность и дружелюбие с его стороны, без перехода на панибратство. Можно поздравлять сотрудников с праздниками, дарить подарки, поддерживать общение вне офиса — это помогает им стать более открытыми и «генерить» лучшие идеи!

После съемок или сложных проектов я угощаю всех пиццей, выделяю время, чтобы неформально поговорить, поздравить с удачным завершением работы. Однажды во время таких посиделок мы с операторами придумали очень крутой сценарий, который просто покорил всех! Уверена, не было бы той пиццы, не было бы и проекта!

7. Тимбилдинг. Повысить эффективность команды поможет грамотный комплекс мероприятий, направленный на ее сплочение. Людям с творческой жилкой необходимы события: корпоративы, совместные поездки, игры, тренинги, совместный активный отдых и др. Каждый год в студии я организую корпоративный праздник. С новым сотрудником обязательно устраиваю встречу в фотостудии: мы делаем снимки для сайта и других ресурсов и одновременно общаемся. Новенькие получают возможность познакомиться со всей командой в веселой и творческой обстановке.

На первой такой фотосессии я впервые встретилась со своей помощницей — она трудилась у меня на фрилансе уже 3 года, и вот, наконец, мы увиделись и поговорили. Оценив обстановку, других коллег и мой подход к работе, девушка кардинально изменила отношение к нашему сотрудничеству: стала доброжелательнее и инициативнее, начала прилагать больше усилий и старания.

Текст:
Мила Кретова

Справка о компании
Студия «ТвоёКино» занимается созданием семейных фильмов, поздравительных роликов, музыкальных клипов и съемкой корпоративных мероприятий.
Творческий коллектив подобен сложному механизму с тонкими настройками.
Но творческие сотрудники — это капитал, который, при правильном подходе, принесет отличную прибыль. Босс должен знать, что порой «зажать» сотрудника может одна неверно сказанная фраза или грубая манера ставить задачи, поэтому к управлению креативными кадрами нужен креативный подход.