«Левые» подработки в офисе: причины, признаки — и что с этим делать руководителю?

 
Тема подработки на основной работе не нова. О причинах и признаках «левой» занятости сотрудников порталу Rabota.ru рассказала Вера Игнаткина,
главный редактор «Гарант.ру».

Нет ни одного руководителя, который бы не пытался бороться с подработками сотрудников в рабочее время.

Сотрудники подрабатывают по ряду причин:

  • низкая зарплата на основном месте работы;
  • неинтересные задачи или функционал, из которых человек «вырос», а продвижения по карьерной лестнице не происходит;
  • необходимость получения новых навыков, чтобы в будущем перейти в другую компанию;
  • формирование личного бренда для повышения конкурентоспособности на рынке труда;
  • рассмотрение основной работы как места, где можно пересидеть (например, у сотрудника есть свой бизнес, но для «поддержания штанов» нужно иметь стабильный заработок);
  • скука из-за невысокой занятости на основной работе — не в окно же смотреть.
Что думают руководители
Я пообщалась с коллегами и узнала, что есть два мнения по поводу вторичной занятости на основной работе:

  • руководитель против подработок своих сотрудников в рабочее время,
  • руководитель не против работы «налево», но в разумных пределах.

Аргументы второй позиции просты: работник должен развиваться, а работая на другие организации, он перенимает опыт, корпоративные стандарты управления и переносит их в основную компанию. Я бы разделила эту позицию, если сотрудник занимался целенаправленным изучением конкурентов по заданию руководства, в том числе и промышленным шпионажем (моральные стороны этого вопроса опустим). Но по большому счету сотрудник просто зарабатывает деньги.

А как определить «разумный предел»? Мои собеседники считают, что сотрудник может подрабатывать, когда выполнил свою работу и у него осталось свободное время. Но тогда возникают вопросы:

  • если у работника остается много свободного времени, значит, он мало загружен? Почему бы не загрузить его дополнительной основной работой?
  • почему бы в свободное время сотруднику не заняться другой работой (генерацией идей, предложений) или своим образованием (прослушать вебинар)?

Мне всегда казалось, что карьерный и профессиональный рост ждет тех сотрудников, которые берут на себя дополнительные обязанности, но сегодня нередко можно услышать фразу «Я не обязан это делать и точка». Да и генерация идей не указана в трудовом договоре, должностной инструкции, профстандарте (ст. 8, ст. 57, ст. 195.3 ТК РФ).

И каковы гарантии, что работник будет основную работу выполнять так же рьяно, как и подработку? Конечно, нужно доверять сотрудникам, но я встречала уникумов, которые умело создавали бурную деятельность, что не придерешься.

И самый главный вопрос — почему основной работодатель должен оплачивать (при окладной системе) «свободное» время сотрудника, которое он тратит на подработки? Я не знаю ответ.

Как узнать, что у работников есть «левак»
При появлении подозрений можно «пробить» информацию о сотрудниках и их контакты в поисковиках, социальных сетях. Найти можно что угодно: PR-сотрудник одной компании подрабатывает менеджером по логистике в другой, руководитель благотворительного проекта — еще и менеджер по обучению в кадровом агентстве и проч.

Как же без видеонаблюдения и кейлогеров выявить работников, которые на основной работе подрабатывают у «чужого дяди»? Есть несколько признаков того, что сотрудник занимается «левой» работой.

1 Создает видимость бурной деятельности. В компании кризис, работы мало, но работник по горло занят. Интересно, чем?
2 Не соблюдает дедлайны проектов, хотя есть все ресурсы.
3 Постоянно отвлекается на личные телефонные разговоры, находит для разговоров потайные уголки в офисе (под лестницей, на крыльце, в коридоре и проч.). Конечно, никто не запрещает звонить близким в течение дня, но не каждые 5−10 минут.
4 Оставляет распечатанные нерабочие документы на принтере.
5 Открывает на компьютере программы или документы, которые не относятся к основной работе, и забывает их закрыть, выходя из кабинета. Я не раз обнаруживала сторонние проекты на дизайнерском компьютере: проходишь мимо, а на мониторе открыт Photoshop с дизайном интерьера ванной. Какой, простите, интерьер, если мы деловое СМИ?
6 Не убирает со стола нерабочие документы, которые лежат на виду.
7 Постоянно пользуется личной флешкой или внешним жестким диском, когда это не требуется.
8 Приносит на работу личный ноутбук (планшет) и пользуется им, когда в этом нет производственной необходимости.
9 Не соблюдает общепринятый дресс-код: коллеги ходят на работу в повседневной одежде, так как работа не связана с переговорами и встречами, а один сотрудник каждый день при галстуке. Мне известен случай, когда рядовой сотрудник ежедневно приходил на работу в костюме: в основное время он работал на ПК, а в перерывах бегал в суд — подрабатывал адвокатом.
10 Открыто обсуждает с коллегами свои подработки. И даже предлагает вступить в долю или подкидывает заказы (обычно так делают люди творческих профессий, продажники, HR-менеджеры).
11 Хвалится, что сегодня на его карточку «упала» зарплата, хотя в компании установлены другие дни выплат.
12 Афиширует, что нужно подать налоговую декларацию и заплатить налоги. На основной работе НДФЛ — забота работодателя (исключение — случаи, когда работник получил доходы от продажи машины или квартиры, инвестиционной деятельности и проч.).
Можно ли уволить за «левые» подработки?
Нет. В Трудовом кодексе такого основания для увольнения нет (ст. 77 ТК РФ). Есть вариант увольнения по инициативе работодателя за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), например, периодические срывы дедлайнов, но для этого нужно соблюсти определенную процедуру (т.е. зафиксировать несколько таких нарушений и проч.), а на это требуется время.

Руководителям и HR-ам остается наблюдать за поведением сотрудников, проводить разъяснительные дружеские беседы.

 
 

Еще на HRpuls.ru: