Будущее современной российской анимации

 

Круглый стол «Современная российская анимация – роль и значение в воспитании гармонично развитой личности и в формировании новой творческой индустрии», организованный Комитетом по культуре, прошел в Госдуме.  В рамках заседания обсуждались проблемы отечественной мультипликации и возможные способы их решения.

В дискуссии приняли участие первый заместитель Председателя Государственной Думы Александр Жуков, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по культуре Елена Драпеко, директор Департамента кинематографии Министерства культуры Российской Федерации Ольга Любимова, заместитель министра образования и науки РФ Павел Зенькович, исполнительный директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Антон Малышев, председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащёва, российский кинорежиссёр, сценарист Владимир Бортко, режиссёр-мультипликатор Юрий Норштейн, генеральный директор «Кинокомпания СТВ» Сергей Сельянов, генеральный директор телеканала «СТС» Вячеслав Муругов и другие.

Заседание открыл первый заместитель Председателя Государственной Думы Александр Жуков, сказав, что наблюдается подъём отечественной анимационной отрасли. Полнометражные мультипликационные фильмы занимают достойное место среди всех российских фильмов и пользуются большим спросом массовой зрительской аудитории в кинотеатрах.

«Анимация является молодой и быстро развивающейся отраслью. Но развитие отрасли невозможно без государственной поддержки – как финансовой, так и напрямую не связанной с финансированием. В настоящее время государственная поддержка производства анимационных полнометражных фильмов оказывается Фондом кино, отвечающим за зрительскую аудиторию, а Минкультуры России финансирует производство авторского, дебютного кино, анимационных циклов, а также сериалов», — заметил Жуков.

По словам директора Департамента кинематографии Министерства культуры Ольги Любимовой, в производстве современной российской мультипликации наблюдается положительная динамика, поскольку в 2013 году было произведено 103 анимационных фильма, в 2017 – 163, сегодня запущено в производство 232. Также департамент разработал проект, связанный с экранизацией важнейших художественных произведений отечественной литературы для школьников разных классов, однако на его реализацию требуется выделять 500 миллионов рублей ежегодно.

Замминистра образования Павел Зенькович сообщил, что роль анимации в воспитании и образовании детей недооценивать невозможно, поэтому было решено подключить мультипликацию в процесс образования.

«Мы с министерством культуры очень плотно работаем. В рамках обучения должен начаться процесс создания новых анимационных шедевров, базирующихся на произведениях, которые проходят в школе, чтобы школьные учителя могли использовать их в своей программе», — говорит Зенькович.

Исполнительный директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Антон Малышев отметил, что перед фондом стоит задача приучать зрителя к отечественным картинам с детства.

«Несколько поколений мы уже потеряли, поскольку людям, которые росли на фильмах «Дисней» и на голливудской продукции, крайне сложно перестраиваться на отечественную, и российской кинематограф они серьёзно не воспринимают, поэтому мы уделяем большую поддержку российской анимации. За последние годы мы поддержали 60 анимационных проектов на сумму до 4 миллиардов рублей. Из них 27 вышли в прокат, и их сборы составили 8,5 миллиардов», — отметил Малышев.

Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва высказалась о необходимости разработки стратегии развития анимационной отрасли и её приоритетности, поскольку картины, произведённые киностудией, обладают огромным внутренним и экспортным потенциалом. Многие картины «Союзмультфильма» участвуют в международных фестивалях. Например, мультфильмы «Виват, мушкетёры!» Антона Дьякова и «Хочу жить в зоопарке» Евгении Голубевой попали в конкурсную программу французского фестиваля.

«Последние много лет мы существуем как часть отрасли кино. У нас нет своего определения, профстандартов. Своей задачей в ближайшие три года мы видим создание стратегии анимационной отрасли, чтобы государство, студии, все, кто рядом с нами увидели, что всё это индустрия. «Союзмультфильму» нужно, чтобы государство увидело в нас приоритетную отрасль. Сегодня мы у всех государственных структур, кроме Министерства культуры, поддерживающих экспортную деятельность, находимся на тридцатом месте».

По словам Юлианы Слащёвой, для эффективной конкуренции с западным контентом необходимо повышение объёмов производства качественной отечественной анимации. Для этого необходимо увеличить количество рабочих мест в отрасли, а также сохранить традиции авторской анимации.

«Союзмультфильм» производит сегодня не меньше 15 авторских фильмов в год. На самом деле, их должно быть больше, потому что из авторской анимации вырастают те, кто делает анимацию коммерческую, кто делает сериалы, полный метр, но авторская анимация не приносит денег, поэтому она должна поддерживаться государством или жить за счёт финансирования коммерческой анимации» — подчеркнула председатель правления киностудии «Сюзмультфильм».

Исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова проинформировала участников круглого стола об исполнении поручений по итогам итогах встречи продюсеров индустриальных анимационных студий с президентом Владимиром Путиным. Одна из мер касалась создания технопарка на киностудии «Союзмультфильм».

«Это поручение находится в активной стадии реализации. Профинансировано оборудование для создания технопарка на территории «Союзмультфильма». Это только начало нашей работы. Дальше мы планируем расширять другие территории и кластеры» — подчеркнула Мастусова.

 
 

Еще на HRpuls.ru: