О квотировании рабочих мест для инвалидов

 

Общая норма, содержащая требование по квотированию рабочих мест, предусмотрена статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Необходимо учитывать, что каждый регион Российской Федерации устанавливает свою квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, руководствуясь минимальным и максимальным размером квот, установленных на федеральном уровне.

Таким образом, порядок и размеры квоты рабочих мест для инвалидов определяются нормативно-правовой базой, действующей в конкретном субъекте РФ, в котором находится организация, ее филиалы, обособленные подразделения и представительства. В зависимости от этого будет определяться размер квоты по инвалидам. Например, в Москве размер квоты определен Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 “О квотировании рабочих мест”.

Расчет среднесписочной численности осуществляется в соответствии с требованиями Приказа Росстата от 22.11.2017 N 772 “Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях в нефинансовые активы”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности и заработной плате работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест, по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Для того, чтобы определить, какое количество рабочих мест необходимо квотировать в регионах (филиалах, иных обособленных подразделениях) нужно учитывать людей, работающих в субъектах на конкретных территориях. Если обособленные подразделения расположены в разных субъектах, то считать квоту необходимо исходя из численности сотрудников, работающих в указанных регионах, по тем требованиям, которые установлены на данных территориях.

Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.

Если при невыполнении квоты по приему на работу молодежи (данная обязанность у некоторых работодателей также есть) можно перечислить в бюджет города компенсационную стоимость квотируемого рабочего места, то в случае с квотированием рабочих мест для инвалидов это запрещено. Работодателям необходимо именно выделить (создать) рабочие места и трудоустроить инвалидов.

Работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Согласно статье 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации».

Форма подачи формы отчета, а также срок, в течение которого его необходимо подать, определяется законодательством конкретного субъекта РФ.

Автор: Мария Финатова
Юрист-партнер

 
 

Еще на HRpuls.ru: