28 июля 2003 года PR вошел в Общероссийский классификатор профессий и с тех пор известен в стране как день специалиста в сфере связей с общественностью. Эксперты портала Avito проанализировали динамику заработной платы и спроса на вакансии и выяснили, что спрос на профессионалов в области коммуникаций за год вырос на 7%. При этом число желающих работать в PR сократилось на 35%.
По данным аналитиков Avito, октябрь – наиболее благоприятный период для поиска работы в сфере «Маркетинг, реклама, PR». Пик[1] числа размещенных вакансий данной группы зафиксирован именно в этом месяце 2017 года (+23%). В это же время наблюдается и повышенный интерес[2] соискателей к вакансиям в PR: в октябре прошлого года он достиг максимального значения (+11%). Это объясняется тем, что на осень приходится традиционный пик деловой активности.
Во второй половине декабря – начале января спрос упал, снизившись на 27%. Затем он вырос, но не смог закрепить позитивный тренд и к лету достиг минимального значения, за год потеряв 35%. Количество вакансий также сократилось в декабре, однако уже в феврале начался рост предложений со стороны работодателей. К июлю число вакансий превысило уровень прошлого года на 7%.
Наиболее интересны вакансии PR-специалистов соискателям из Москвы: на столицу пришлось 10% откликов на «Avito Работа». На втором месте – Санкт-Петербург (5%), на третьем – Краснодар (4%), Ростов-на-Дону стал четвертым (3%). На каждый из остальных 19 городов пришлось не более 2%; на остальную Россию – 59%.
Интерес соискателей к профессиям в сфере коммуникаций за год упал в 21 из 23 городов. Наиболее значимое падение – в Тюмени (-73%), Красноярске (-67%), а также Тольятти и Иркутске (по 66%). Исключением стали только Нижний Новгород и Волгоград, где зафиксирована положительная динамика: 39% и 19% соответственно.
Динамика интереса соискателей к вакансиям группы «Маркетинг, реклама, PR»
в крупнейших городах
№
|
Регион
|
Динамика интереса соискателей за год
|
1
|
Нижний Новгород
|
39%
|
2
|
Волгоград
|
19%
|
3
|
Ижевск
|
-3%
|
4
|
Челябинск
|
-4%
|
5
|
Воронеж
|
-12%
|
6
|
Пермь
|
-12%
|
7
|
Казань
|
-16%
|
8
|
Санкт-Петербург
|
-16%
|
9
|
Ульяновск
|
-16%
|
10
|
Уфа
|
-24%
|
11
|
Краснодар
|
-26%
|
12
|
Ростов-на-Дону
|
-29%
|
13
|
Новосибирск
|
-33%
|
14
|
Саратов
|
-39%
|
15
|
Москва
|
-44%
|
16
|
Барнаул
|
-48%
|
17
|
Самара
|
-54%
|
18
|
Омск
|
-57%
|
19
|
Екатеринбург
|
-64%
|
20
|
Иркутск
|
-66%
|
21
|
Тольятти
|
-66%
|
22
|
Красноярск
|
-67%
|
23
|
Тюмень
|
-73%
|
|
Вся Россия
|
-35%
|
Пиарщики дорожают
На фоне снижения интереса соискателей к профессии работодатели привлекали их деньгами. Эксперты отмечают рост средней заработной платы: на 7% за год. Интересно, что периоды минимального интереса соискателей и максимального предложения заработной платы совпали и пришлись на июнь текущего года: в среднем по России специалисту по PR предлагали 31 239 рублей.
В тройку регионов с самыми привлекательными зарплатами в PR вошли Москва (45 650 рублей), Санкт-Петербург (40 109 рублей) и Красноярск (37 881 рубль). Хуже всего дела обстоят в Омске (25 345 рублей), Челябинске (24 907 рублей) и Саратове (22 830 рублей).
Динамика зарплат в группе «Маркетинг, реклама, PR» в крупнейших городах
№
|
Регион
|
Средняя заработная плата, июнь 2018г., рублей
|
Динамика за год, %
|
1
|
Москва
|
45 650
|
0%
|
2
|
Санкт-Петербург
|
40 109
|
5%
|
3
|
Красноярск
|
37 881
|
38%
|
4
|
Краснодар
|
35 232
|
22%
|
5
|
Иркутск
|
33 027
|
18%
|
6
|
Ростов-на-Дону
|
31 523
|
9%
|
7
|
Нижний Новгород
|
29 851
|
22%
|
8
|
Тольятти
|
29 381
|
49%
|
9
|
Казань
|
29 361
|
5%
|
10
|
Екатеринбург
|
29 109
|
-6%
|
11
|
Воронеж
|
29 085
|
10%
|
12
|
Тюмень
|
28 758
|
0%
|
13
|
Пермь
|
28 408
|
15%
|
14
|
Самара
|
28 150
|
-5%
|
15
|
Уфа
|
27 842
|
3%
|
16
|
Ижевск
|
27 364
|
10%
|
17
|
Волгоград
|
27 236
|
20%
|
18
|
Новосибирск
|
26 424
|
-2%
|
19
|
Ульяновск
|
25 794
|
-2%
|
20
|
Барнаул
|
25 721
|
8%
|
21
|
Омск
|
25 345
|
1%
|
22
|
Челябинск
|
24 907
|
-2%
|
23
|
Саратов
|
22 830
|
5%
|
|
Вся Россия
|
31 239
|
7%
|
Больше всего зарплаты выросли в Тольятти (49%), следом идет Красноярск (38%): в этих же регионах эксперты зафиксировали максимальное снижение интереса соискателей к вакансиям. Третью строчку делят Нижний Новгород и Краснодар (по 22%). Зарплаты не изменились в столице и в Тюмени, а снизились в Екатеринбурге (-6%), Самаре (-5%), а также в Новосибирске, Ульяновске и Челябинске (-2%).
[1] Здесь и далее: изменение относительно показателей июня 2017 года
[2] По данным Avito. Под термином «спрос» следует понимать переход по ссылке «показать номер» или «адрес электронной почты»