Офис или коворкинг?

 
Половину спроса на коворкинги формируют корпорации. Чем коворкинги привлекают бизнес и как с их помощью экономить на аренде помещения — разбирался портал Rabota.ru.
Количество коворкингов в Москве за год выросло в три раза, сообщает «РБК-Недвижимость» со ссылкой на Colliers International. В августе 2016 года в столице было всего 36 коворкинг-пространств, сейчас — уже 106, и это без учета международной сети Regus (13 офисов в бизнес-центрах Москвы, по данным официального сайта компании).

Такой резкий рост в Colliers International объясняют экономическим кризисом. По версии экспертов, многие компании из-за сокращения доходов стараются отдавать как можно больше функций на аутсорс. А аутсорсеры — это и есть потенциальная аудитория коворкинг-пространств.

Коворкингом называется помещение, в котором отдельные работники или компании арендуют посуточно или по месяцам места за общим столом, целые столы или отдельные помещения. Помимо рабочего пространства коворкинги предоставляют переговорные комнаты, помещения для семинаров и совещаний, залы для занятий спортом, кафе и уборные.

Изначально коворкинги позиционировались как оптимальное решение для фрилансеров и стартапов. Однако данные рынка подтверждают «пессимистический» сценарий Colliers International о вытеснении работников из традиционных офисов: наибольшим спросом пользуются крупноформатные коворкинги на 100 и более рабочих мест. Такие площадки заполнены практически полностью.

Как отмечают эксперты агентства коммерческой недвижимости JLL в интервью РБК, средний размер коворкинга в Москве — 50 рабочих мест. При этом минимальный запрос крупных арендаторов — от двухсот рабочих станций.

«Если раньше основными арендаторами таких площадок были индивидуальные предприниматели, основатели небольших стартапов, дизайнеры, программисты, представители творческих индустрий, то сегодня резидентами коворкингов все чаще становятся крупные компании — в столице на них приходится половина спроса», — говорит руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений JLL Елизавета Голышева.

Экспертные мнения и расчеты портала Rabota.ru позволяют выделить две причины популярности коворкингов среди корпоративных клиентов:

1. Экономия. «Арендовать станции в коворкинге дешевле, чем занять площади в бизнес-центре в переводе на ставку аренды», — утверждает Елизавета Голышева. Это характерно и для других мегаполисов.

Правда, компания Knight Frank для сравнения цен использовала площадь в 14 кв. м. на работника. Согласно подсчетам компании CBRE (предоставляют услуги в коммерческой недвижимости), сейчас стоимость аренды коворкинга в центре города колеблется от 13 до 20 тысяч рублей в месяц за закрепленное рабочее место. Такие цифры подтверждаются данными из других источников с поправкой на 25-процентный рост тарифов в 2017 году по данным Colliers International.

Предположим, вашей компании нужно найти место для 20 сотрудников под новый проект на срок не менее месяца. Тогда на аренду коворкинга уйдет от 260 до 400 тысяч рублей в месяц. Цена включает коммунальное обслуживание и возможность пользоваться переговорной и комнатой для семинаров.

Согласно санитарным нормам, на одного офисного работника должно приходится не менее 4,5 кв. м. пространства. Тогда для размещения 20 сотрудников в стандартном офисе потребуется не менее 90 кв. м. Не исключено, что понадобятся также хозяйственные помещения и площадь под оргтехнику. Такой офис обойдется в 100−150 тысяч рублей в месяц.

Выходит, что аренда офиса дешевле. Но только в том идеальном случае, если он будет находиться в непосредственной близости от вашего основного офиса, вам не потребуются дополнительные хозяйственные площади и администрация бизнес-центра согласует аренду на непродолжительный срок. Также в цену не входит оборудование рабочих мест (как минимум, мебель). К тому же, большая часть предложений аренды офиса находится далеко от центра города.

Вывод: аренда коворкинга экономит не столько средства, сколько время и усилия на поиск и оборудование помещений.

2. Гибкость. «Для корпораций коворкинг дает гибкость в арендных отношениях: нет необходимости держать излишние площади под временных сотрудников, командированных из региональных представительств, и проектные работы, снимается вопрос поиска помещений под тренинги и мероприятия, есть возможность добавлять и сокращать рабочие места, предоставляется гибкий подход к оплате аренды», — говорит Елизавета Голышева.

С этим утверждением эксперта сложно поспорить. Представьте, что вам приходится повторять операцию из пункта 1 (искать офис для аренды, заключать договор, оборудовать его и т. д.) несколько раз в год с разным количеством сотрудников. В этом случае готовое решение с коворкингом однозначно лучше. Но подходит оно лишь для тех компаний, которые занимаются по большей части проектной работой, а необходимое количество сотрудников сильно колеблется.

Также коворкинг может пригодиться как временное решение при расширении штата: сотрудники начнут работу, не дожидаясь ввода в эксплуатацию новых помещений.

 
 

Еще на HRpuls.ru: