Кадровым онлайн-сервисам могут утроить финансирование. Но не факт.

 

Российские онлайн-сервисы для найма рабочей силы и управления персоналом в 2019 году могут привлечь $150 млн инвестиций, что более чем втрое больше, чем в 2018-м, прогнозирует компания TalentTech, входящая в «Севергрупп» Алексея Мордашова. Выручка сегмента в ближайшие годы будет расти не так быстро — примерно на 13% в год. Впрочем, отдельные участники рынка считают его оценки заниженными.

Объем инвестиций в российский рынок HRTech (онлайн-рекрутмент и управление персоналом) в 2019 году вырастут более чем втрое по сравнению с прошлым годом, говорится в исследовании (есть у “Ъ”) компании TаlentTech (входит в «Севергрупп»). По ее оценке, инвестиционная активность на этом рынке в 2018 году достигла $39 млн (2,4 млрд руб. по средневзвешенному курсу за год), в 2019 году ожидается рост до $150 млн (почти 10 млрд руб.).

Гендиректор TalentTech Андрей Митюков прогнозирует наиболее активный в долгосрочной перспективе рост рынка временных вакансий. «Крупные компании уже сейчас изучают рынок массовых специальностей, вкладываются в него. Поэтому стоит ожидать всплеска технологичных решений для поиска сотрудников, которые могут выйти на работу в буквальном смысле завтра»,— полагает он, называя примером таких вложений покупку Сбербанком группы компаний, управляющих сервисом Rabota.ru. О сделке было объявлено 1 апреля, ее закрытие намечено на май.

В 2018 году на онлайн-сегмент пришлось более трети объема рынка подбора персонала (10,6 млрд руб. из 26,5 млрд руб.), следует из данных TаlentTech. При этом темп роста самого рынка отстает от роста ожидаемых инвестиций, говорится в исследовании. По прогнозу TalentTech, рынок онлайн-рекрутмента будет расти на 13% в год, до 24,7 млрд руб. в 2025 году, а кадровый рынок в целом — примерно на 9%, до 34 млрд руб. Эти оценки близки к данным J’Son & Partners, которая в феврале оценила сегмент онлайн-рекрутмента в России в 2018 году в 10,3 млрд руб. при росте 28% год к году. По прогнозу компании, показатель увеличится до 22,6 млрд руб. к 2022 году.

Крупнейшую долю в онлайн-сегменте на российском рынке занял HeadHunter, где размещалось 45% вакансий в 2018 году, считает TаlentTech. На SuperJob пришлось 19%, Avito — 18%, «Зарплата.ру» — 10%, Rabota.ru — 6%, принадлежащий Mail.ru Group сервис объявлений «Юла» — 2%. По объему выручки также лидирует HeadHunter (6,1 млрд руб.), вторую строчку занимает Avito (2,3 млрд руб.), далее следуют SuperJob (1,45 млрд руб.), «Зарплата.ру» (477 млн руб.) и Rabota.ru (331 млн руб.).

Опрошенные “Ъ” участники рынка со скепсисом оценивают подход TalentTech к оценке сегмента. «Согласиться с оценками исследования довольно проблематично в силу противоречивых, а местами некорректных данных. Основное замечание — исследователи TalentTech сравнивают объемы вакансий на работных сайтах и сайтах объявлений с выручкой кадровых агентств, причем за разные периоды»,— отмечает заместитель гендиректора «Анкора» Татьяна Баскина. По ее мнению, такого понятия как «онлайн-рекрутмент» нет в принципе: «Все интернет-ресурсы являются инструментами соискателей при поиске работы и рекрутеров — как работающих в кадровых компаниях, так и у прямых работодателей».

В Avito не согласны с оценкой роли классифайдов на рынке. «При всем уважении к TalentTech специалисты, которые готовили отчет, не имеют достаточной экспертизы в области горизонтальных классифайдов, чтобы объективно оценить роль и степень влияния Avito в HR-сегменте. Компания растет втрое быстрее рынка онлайн-рекрутмента: при среднем показателе 8–9% в год площадка демонстрирует динамику в пределах 30%»,— настаивает PR-директор Avito Андрей Барковский. Собеседник “Ъ” в одном из сервисов интернет-рекрутинга уверен, что и оценка всего рынка должна быть выше, поскольку исследование «не учитывает множество дополнительных сервисов с добавленной стоимостью».

Источник: Коммерсант