HR-идеал: три кита органичной стартап-команды

 

Допустим, у вас есть блестящая идея стартапа и уже готов подробный бизнес-план на ближайшие годы. Уже сейчас понятно, что одному вам не справиться, и пришло время собрать первоклассную команду. Какой она должна быть? Как грамотно выстраивать управление компанией и внутрикорпоративные взаимоотношения? Частный инвестор, создатель компании-стартапа «Модульбау», Демид Костерев поделился своим представлением о том, какими характеристиками обладает команда успешного стартапа.

Главенство продукта над прибылью

Без продаж и других путей притока денег компания не выживет — это понятно. Однако, проблема большинства стартапов заключается как раз в ориентировании исключительно на заработок. При этом, вопрос качества продукции уходит на второй план. Как результат — в один момент директор находит свой бизнес в плачевном состоянии, когда рынок ускакал далеко вперед, а компания не только использует устаревшие технологии, но и имеет слабый сбыт.

Именно поэтому для любого стартапа на первое место должна выходить забота о продукте. Важна не сама гонка технологий и победа в конкуренции, а доведение своего продукта до конечного потребителя: прогресс ради прогресса — занятие бессмысленное и неблагодарное.

Успешная компания улучшает свой продукт постоянно: предлагаются новые варианты и новые идеи. Это бесконечный процесс непрерывного стремления к совершенству, и здесь конечной точкой должны стать не корпоративные амбиции, а удовлетворение покупательской потребности и решение его “болей”. Именно реализация проекта на практике приводит такую команду в восторг.

Так или иначе, все направления деятельности компании — от реализации продукта до внутрикорпоративных процессов должны строиться вокруг людей, а не вокруг бизнес-задач. Именно тогда происходит органичное и равномерное развитие. Компания должна реагировать на возможности, приходящие извне, а не форсировать события. Стартап-продукт не управляет действительностью, а чутко реагирует на ее изменения и стимулируется существующими благоприятными возможностями.

Трансформация управления

Парадокс, с которым сталкивается большинство стартапов, — уровень риска равно пропорционален уровню преданности своему делу. Стартап-команда на первых порах на 100% состоит из мечтателей с горящими глазами. Зря.

Рано или поздно риск начинает возрастать, и одного энтузиазма становится уже недостаточно. Теперь компания нуждается в дотошном и педантичном подходе; на смену креативу и свободному творчеству приходит системность. Эта трансформация оказывается критично важной для бизнеса, когда пророчество сменяется холодным расчетом, отсутствие иерархии внутри команды сходит на “нет”, и во главе стола оказывается лидер, способный контролировать баланс творчества и системы, корпоративных идеалов и ориентира на реалии.

Бизнес нуждается в постоянной реорганизации, и ее фундаментальность зависит от размеров компании. CEO должен понимать важность упорядочения структуры организации и совершенствования процессов управления: планирование бюджета и организационная структура, корпоративные роли и обязанности, система поощрений и штрафов — контроль всех этих процессов должен лежать на плечах управления.

Быстрый рост бизнеса неразрывно связан с грамотностью организации всех внутренних процессов. На старте деятельности компании такая структура вряд ли будет: она появляется органически, когда появляются большие бюджеты и, соответственно, большие обязательства.

Правило, когда понимание каждым участником команды границ экспертности коллег сводит к минимуму потребность оценки труда, распространяется исключительно на молодые стартапы. Однако в организациях, находящихся в разгаре своего развития, это правило считается скорее аномалией, проблемой, требующей незамедлительного решения.

Преданность основателя

В качестве ценностного ориентира для команды всегда выступает основатель стартапа. Он же является вдохновителем. Наверно, его можно сравнивать с молодой многодетной матерью, когда уход за младенцами отнимает все жизненные силы, но в то же время он — их источник. Если этот образ слабеет или вовсе рассеивается, компания умирает.

Основатель только что появившейся на свет компании переполнен мотивацией и идеями, и он окружает себя единомышленниками. Вместо они генерирую стратегии развития компании, и этот энтузиазм жизнеспособен только за счет взаимообмена энергиями.

Автор: частный инвестор и предприниматель Демид Костерев

NB: мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей.

 
 

Еще на HRpuls.ru: