Насколько повысят зарплату в 2020 году? Какие well-being программы существуют в компаниях, и какой от них эффект? Как компании находят себе сотрудников? С какими благотворительными проектами сотрудничают? Эти и другие вопросы о планах в отношении персонала аналитики Antal задали работодателям в своем заключительном ежеквартальном опросе 2019 года*.
Насколько выросла зарплата в 2019 году?
85% компаний в прошлом году повысили зарплаты своим сотрудникам. Примечательно, что ровно год назад так же 85% работодателей планировали повышение зарплат в 2019 году. 44% от общего числа опрошенных работодателей отметили, что повысили зарплату точечно, а 41% увеличили зарплату всем сотрудникам. 8% компаний в этом году отказались от повышения зарплат.
Почти половина работодателей (49%) повысила зарплату лишь на 4-6%. На 7-9% подняли зарплату 20% работодателей. Повышение более 15% получили сотрудники 4% опрошенных компаний.
Планы на 2020 год
13% работодателей на 2020 год закладывают скромное повышение зарплат в 1-3%. Самым распространенным вариантом ответа на вопрос о проценте повышения остается 4-6%, почти половина компаний-респондентов (49%) заявили, что бюджетирует эту сумму на 2020 год. На 7-9% готовы повысить зарплату 15% работодателей. 10% опрошенных компаний не планируют повышать зарплаты в этом году.
Планы по найму персонала
37% опрошенных компаний заявили, что планируют расширять штат сотрудников. Еще 48% также будут нанимать персонал, но уже на замену текущим сотрудникам или тем, кто покидает компанию по своей инициативе. У 7% компаний в следующем году планируются сокращения.
Самыми востребованными сотрудниками в 2020 году, как и в предыдущие годы, будут специалисты и менеджеры отделов продаж. 73% компаний планируют найм персонала в отдел продаж. ИТ и маркетинг профессионалы также будут востребованы на рынке труда. Еще 36% опрошенных работодателей заявили, что планируют нанимать персонал в ИТ департамент, а 30% — в отдел маркетинга.
Well-being в компаниях
В 45% опрошенных компаний существуют программы для создания благополучной среды для сотрудников. Половина международных компаний обеспечивает своих сотрудников программами well-being, в то время как среди российских компаний это только 32%. Наиболее распространенной программой для благополучия сотрудников является ДМС. Его включает 91% работодателей. 80% компаний проводят корпоративное обучение. 61% компаний как часть well-being программы отметили комфортный офис. Также в большинстве компаний проводятся внутренние конкурсы, недели похвалы и благодарности.
Мы спросили работодателей, каким образом они изменяют эффект от внедрения well-being программ. Чаще всего компании связывают влияние программ благополучия с уровнем текучести. Также работодатели оценивают эффективность подобных проектов по уровню лояльности и вовлеченности персонала.
Способы поиска персонала
67% работодателей пользуются услугами кадровых агентств. Мы решили узнать у наших клиентов, какие еще способы поиска персонала используют в их компаниях.
83% работодателей находят сотрудников на работных сайтах. Практически все компании используют HeadHunter – 98%. Еще 29% компаний использует SuperJob, 10% — Авито и 8% — сайт Работа.ру.
Еще 72% отметили, что находят персонал через личные контакты, а 70% — по рекомендации партнеров или коллег. Для 41% работодателей площадкой для поиска сотрудников служат социальные сети. Самой популярной из них является LinkedIn. 70% работодателей отметили этот пункт. 62% находят кандидатов на Facebook, а еще 17% — в Telegram. Интересным фактом стало то, что 1% опрошенных работодателей использует для поиска кандидатов такие соцсети, как Tinder и Badoo.
Кстати, ответы на вопрос об эффективности каждого из способов поиска распределились пропорционально процентам их использования компаниями.
Корпоративная социальная ответственность
В рамках опроса мы узнали, что 57% наших клиентов участвует в благотворительных проектах. У 56% из них существует специальный бюджет для благотворительных мероприятий.
Наши клиенты сотрудничают с такими благотворительными фондами, как «Старость в радость», «Подари жизнь», «Дом с маяком», Детские деревни SOS, Ротари Клуб. Некоторые работодатели признались, что сотрудничают не с фондами, а с конкретными детскими домами/домами престарелых и прочими организациями.
Итоги 2019 и прогноз на 2020
Что говорят компании об итогах 2019 и перспективах их индустрии в 2020 году? Мы собрали наиболее яркие комментарии**:
- «Это был год кандидатов, а не работодателя. Текучка выше, чем в 2018»
- «Спрос на сотрудников в сфере ИТ растет, а высококвалифицированных специалистов не хватает»
- «Стагнация в 2019 и в 2020»
- «2019 год непростой, рынок труда становится все более конкурентным, компании борются за лучших сотрудников, то же самое происходит и во всем секторе FMCG. Все более востребованными становятся профессии, связанные с Digital и e-commerce, соответственно и зарплатные ожидания у кандидатов из данных областей растут в геометрической прогрессии»
- «Ситуация на рынке труда в пассажирских перевозках крайне сложная — агрегаторы обрушили рынок труда водителей такси, конкуренция чрезвычайно высокая, маржинальность падает, престиж профессии водитель такси упал, найти персонал становится очень сложно»
*Исследование проводилось в декабре 2019 года посредством онлайн-опроса.
В нем приняли участие 198 российских и международных компаний.
**Комментарии опубликованы с согласия авторов