Большинство женщин-руководителей относятся к практике гендерного квотирования в управленческом составе бизнеса положительно, большинство мужчин – отрицательно. При этом в своей организации подобную инициативу поддержали бы 49% женщин и 8% мужчин, против бы высказались 27% женщин и 79% мужчин соответственно.
Kontakt InterSearch Russia представляет
итоги опроса топ-менеджеров российских компаний, связанный с темой diversity и женского лидерства. В исследовании
приняли участие 876 респондентов – собственников, генеральных директоров и
топ-менеджеров разного функционала, 406 женщин и 470 мужчин.
Результаты опроса показали, что успешные
женщины и мужчины по-разному относятся к повестке дня, связанной с гендерным
равенством. Более 50% женщин, занимающих руководящие позиции, видят проблему в
том, что в России существует разница в оплате труда мужчин и женщин. 70% мужчин
такой проблемы не отмечают.
Большинство респондентов считают, что в
России женщинам сложнее построить карьеру. При этом женщины (62% ответов) более
негативно оценивают ситуацию по сравнению с мужчинами (47%). Почти 48% женщин-руководителей
рассказали, что сталкивались с гендерной дискриминацией на работе или при
трудоустройстве. Мужчины говорят о подобном опыте в 13% случаев. При этом 31%
женщин и 67% мужчин считают проблему гендерной дискриминации искусственно моделируемой
в последние годы.
Около 70% опрошенных ответили, что им в
равной степени комфортно работать с представителями обоих полов. 23% женщин и
24% мужчин предпочитают деловые отношения с мужчинами, а не с женщинами.
В российских компаниях руководящие
должности в основном занимают мужчины: 72% женщин и 56% мужчин подчиняются
начальнику-мужчине. Характерно, что женщины-топ-менеджеры по сравнению с
мужчинами чаще выбирают те компании, где на высших позициях больше женщин либо топовые
должности заняты мужчинами и женщинами в равной пропорции. Предшественником
мужчины на руководящем посту чаще всего был мужчина (43% случаев), а женщины –
женщина (43%).
Отвечая на вопрос о перспективах
развития в нынешней компании, большинство респондентов (около 40%) заявили, что
им уже некуда расти. При этом мужчины, считающие по-другому, гораздо более
уверены в дальнейшем росте на данном месте, полагая, что им просто требуется
время, опыт или знания для достижения новой ступени. Женщины чаще считают, что
им нужно попробовать свои силы в другом месте.
Респонденты согласны с тем, что
существуют компетенции и качества, в большей степени присущие мужчинам или
женщинам. Заботливость, методичность и гибкость были названы качествами,
характерными для женщин. «Мужскими» компетенциями оказались амбициозность и рискованность,
при этом мужчины-респонденты, в отличие от женщин, также добавили к последнему
списку стратегическое мышление и лидерство.
Галина Спасенова,
партнер компании Kontakt InterSearch Russia:
«Исследование
показало резкое неприятие мужской аудитории идеи гендерного паритета в
руководстве. На фоне современных дискуссий о женском лидерстве мужчины
опасаются того, что квотирование, которое сегодня активно внедряется в западных
компаниях, приведет к тому, что на руководящих позициях в бизнесе мужчины
останутся в меньшинстве. Подобные инициативы воспринимаются как «отъем» работы
у мужчин, хотя речь идет только о том, что и у мужчин, и у женщин должны быть
одинаковые возможности роста внутри компаний. И градус современных дискуссий в
итоге приводит к столкновению двух аудиторий: женщины обвиняют в неудачах
мужчин и провоцируют man-blaming, а мужчины считают, что бизнес и искусство
скоро захватят женщины, чьи компетенции не будут оцениваться вообще. Основная
надежда на работодателей, которые смогут понять необходимость гендерного
баланса в компаниях и построят программы развития сотрудников таким образом, чтобы
шанс на успех получали все».
Опрос Kontakt InterSearch Russia
проводился в феврале 2020 года.