Как научить заботиться о пожилых?

 

Как научить заботиться о пожилых

Уровень жизни растет, развивается медицина, и все это способствует тому, что к 2050 году 16% населения земли будет старше 65 лет. Так считают в ООН. Это означает, что рынок услуг для пожилого населения будет развиваться, количество пансионатов и центров активного долголетия увеличится, и кто-то должен будет там работать. Сложность заключается в том, что готовых кадров для этого рынка нет. О том, как научить заботиться о престарелых рассказывает HR-партнер федеральной сети пансионатов для престарелых УКСС Марина Карпухина.

Сеть УКСС насчитывает 20 заведений в разных регионах России. У нас есть и пансионаты для престарелых, и центр активного долголетия. На рынке мы уже восемь лет и за это время поняли, чему и как нужно учить персонал для подобных заведений.

Кроме того, что на рынке недостаточное количество резюме управляющих, докторов, медсестер и сиделок. Проблема еще и заключается в том, что у них нет ни знания специфики управления пансионатами для престарелых, ни навыков работы с пожилыми людьми. Поэтому команда УКСС приняла решение взять подготовку персонала в свои руки.

В компании существует три учебных направления: школа управляющих, школа медсестер и школа сиделок. Для каждой существуют свои задачи и своя методика обучения.

Школа управляющих

Управляющими пансионатов чаще всего становятся старшие медсестры. У них есть медицинское образование (это обязательное условие для кандидата) и они хорошо знакомы с работой заведения изнутри. 

Обучение для управляющих проходит раз в месяц и занимает один день. Повестку формируют сами управляющие — присылают вопросы на почту руководителю отдела обучения — и головной офис УКСС. В офисе собирают фидбек от клиентов и на основе их замечаний оптимизируют процессы.

Обучение состоит из семи модулей —  “Общая информация”, “Продажи”, “HR”, “Юридический блок”, “Финансы”, “Медицинское сопровождение”, “Система организации и контроля”. Кроме того, время от времени с управляющими проводят профилактику профессионального выгорания психологи.

Спикерами на модулях становятся или представители головного офиса УКСС, или приглашенные отраслевые эксперты. В любом случае, каждый раз на обучении разбираются все вопросы, поступившие от управляющих.

Школа медсестер

Это направление появилось только в 2020 году. Можно сказать, что пока оно находится на стадии тестирования программы. Основная задача школы — обучение профессиональному подходу и навыкам взаимодействия с паллиативными пациентами.

Медицинские сестры получают одинаковые базовые знания, но специализация бывает разной: навыки операционной медсестры и медсестры в психиатрии будут сильно отличаться. Персонал пансионата для престарелых тоже должен пройти специализированное обучение, включающее в себя, например, информацию из области гериатрии и психиатрии.

До начала обучения, медсестры проходят тестирование с целью понимания, какие знания и умения есть на данный момент. В конце — еще один — проверочный — тест.

Обучение проходит один раз в три месяца, слушатели получают актуальные знания, касающиеся нормативных документов, обновленную информацию про неотложные состояния, изучают новые технологии по уходу за пациентами пансионатов для престарелых. Кроме того, обязательно детально разбирается регламент работы медицинских сестер в заведениях. Дело в том, что в разных сетях домов престарелых существуют свой порядок работы с постояльцами, поэтому опыт работы у конкурентов не всегда полезен в УКСС.

Контроль за качеством обучения проводят директора и управляющие пансионатов сети УКСС. Для этого существуют разработанные чек-листы.

Школа для сиделок

Крайне востребованное направление, можно предположить, что это направление пригодится не только сети УКСС, но и рынку в целом. Дело в том, что вопреки расхожему мнению, сиделке не обязательно иметь медицинское образование. Эту профессию может освоить практически любой человек. В ней огромную роль играет набор личностных качеств.

Однако, оказывать уход нужно правильно: грамотно проводить манипуляции, например, обрабатывать пролежни, уметь коммуницировать с пожилыми людьми, учитывая их возрастные особенности итд. Специалистов по уходу не обучают навыкам медицинских сестер: они могут научиться делать антипролежневый массаж, но не имеют право, например, уметь ставить уколы.

Сиделки должны иметь представление об оказании первой медицинской помощи, их обязательно учат оценивать состояние здоровья постояльцев. Как и медицинский персонал, специалисты по уходу знакомы с системой учета лекарственных препаратов. 

В дальнейшем специалист по уходу может получить пройти дополнительное обучение получить квалификацию младшей медсестры. 

Все три обучающих направления решают сразу две глобальные задачи для УКСС. Во-первых, это подготовка и адаптация кадров под нужды компании. Во-вторых, это мотивационный инструмент, который дает возможность карьерного роста для сотрудников. В будущем, возможно, обучение станет отдельным направлением деятельности УКСС, потому что на развивающемся рынке услуг для пожилых людей есть спрос на подобное образование. 

 
 

Еще на HRpuls.ru: