Почти 70% работодателей провели или планируют осуществить меры оптимизации. Это один из выводов по результатам исследования консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia. Большинство сокращений затронули административный и финансовый блоки. При этом в списке востребованных позиций лидируют продажи и ИТ разработка.
Опрос 510 российских компаний показал,
что основные сокращения пришлись на административную функцию (36% компаний),
финансы и бухгалтерию (28%), маркетинг и рекламу (25%), затронув
преимущественно специалистов (44%). Около трети респондентов верят в то, что в
ближайшее время в принципе исчезнут профессии, связанные с ведением КДП,
бухгалтерскими расчетами и всеми задачами, которые можно автоматизировать.
При этом компании продолжают подбор или
планируют возобновить его в скором будущем. Больше всего открытых вакансий в
блоках онлайн и офлайн-продаж (31% и 29% соответственно) и ИТ разработки (29%).
Попадание некоторых функций и в число сокращаемых, и в число востребованных
позиций свидетельствует о том, что компании стремятся избавиться от
неэффективных сотрудников и получить тех, кто сможет справиться с вызовами в
кризисных реалиях. Характерно, что достаточно много компаний (около 20%)
активно ищут топ-менеджеров, которые смогут перестроить бизнес с учетом новой
экономической обстановки.
Ключевыми компетенциями и навыками,
которыми, по мнению работодателей, должен обладать сотрудник, стали: гибкость
(52%), мультизадачность (42%), быстрая обучаемость (42%), способность решать
сложные проблемы (34%), умение запускать проекты в короткие сроки (32%),
способность разбираться в технологиях (31%), стрессоустойчивость (30%) и
эмоциональный интеллект (30%). Эмоциональный интеллект (53%), умение работать в
команде (34%) и креативность (14%) стали главными качествами, которых, по
мнению, респондентов чаще всего не хватает мужчинам-руководителям. Женщинам-руководителям,
по мнению работодателей, следует усилить стратегическое мышление (20%),
эмоциональный интеллект (16%), лидерские (14%) и аналитические навыки (14%).
Среди основных советов, которые компании
дали соискателям – постоянно учиться новому (94%) и на протяжении карьеры
никогда не забывать о нетворке (60%). Примечательно, что большинство
работодателей готовы рассматривать бывших предпринимателей на позиции,
связанные (72%) или не связанные (62%) с развитием бизнеса.
Компании отметили, что в период изоляции
у семей с детьми (23%) и родителей-одиночек (19%) снизилась эффективность
работы. 62% работодателей не принимали никаких дополнительных мер, направленных
на поддержку этих категорий сотрудников, 32% решали эту проблему, предоставляя
гибкий график подчиненным, 9% – перераспределяя функции, а 6% – проводя детские
мастер-классы в режиме онлайн. 80% компаний отметили, что не готовы на
сокращения таких работников, несмотря на снижение их производительности.
Дарья
Тулубенская,
партнер Kontakt InterSearch Russia, руководитель карьерного проекта SmartTrek:
«За время пандемии Россия показала
взрывной рост на рынке электронной коммерции: все пытались большими темпами
нарастить интернет-продажи, много инвестировали в омниканальность, что напрямую
отразилось на рынке кандидатов. Компании продолжают активно искать людей в
блоки ИТ и все, что связано с онлайн-продажами, логистикой.
И конечно, мы видим, что все изменения и
тренды рынка влияют на требования к компетенциям. На первый план выходит
гибкость, умение быстро корректировать стратегию, мультизадачность и
способность быстро обучаться. Именно эти качества позволяют решать задачи в
текущих кризисных условиях: все меняется каждый день, вынужденно появляются
новые технологии и приходится быстро подстраиваться под эти изменяющиеся
обстоятельства. Все больше наших клиентов хотят видеть топ-менеджеров с
предпринимательским опытом: многие компании готовы создавать условия для
корпоративного предпринимательства, понимая, что зачастую именно такой опыт
позволяет кандидату быть гибким, адаптивным и толерантным к риску.
За короткий период времени компаниям
пришлось сильно перестроить свои бизнес-процессы, что отразилось на
сокращениях: буквально за несколько недель игроки рынка оценили эффективность
сотрудников, приняли решение, с кем будут переживать кризис, а с кем придется
экстренно расстаться. Многие блоки были переведены в онлайн-формат или
автоматизированы (либо планируется, что так будет в ближайшем будущем). Таким
образом, наиболее негативно это сказалось на специалистах административной и
финансовой функций».
В исследовании компании Kontakt InterSearch Russia (май-июнь 2020 года), приняли участие
510 респондентов – генеральные директора, HR директора, топ-менеджеры российских
компаний.