Студенты оценили качество онлайн-образования

 

Совместное исследование проекта YounGo и движения «Студенты Москвы» показало, что молодые люди оценивают удобство вынужденного онлайн-образования на среднем уровне, но хотят сохранить возможность обучаться определенным дисциплинам удаленно. При этом развитие зарубежных онлайн-программ может серьезно пошатнуть позиции российского высшего образования.

Мнения студентов по поводу онлайн-образования разделились от крайне негативных до позитивных, однако в целом большинство участников оценивает удобство формата на среднем уровне, в 6 баллов. Точно так же студенты относятся к возможности сдать отчет или экзамен в онлайн-формате, оценивая его комфортность в среднем в 6,1 балл.

Ключевая проблема онлайн-обучения, по мнению студентов, – плохая коммуникация между преподавателями и студентами (55% ответов). Кроме того, 44% респондентов отметили, что их нагрузка существенно выросла и каждый стал проводить больше времени за учебой. 43% студентов скучают по «живому» общению с одногруппниками, 39% жалуются на сниженную эффективность работы, а 38% подчеркивают плохое владение техникой преподавателями.

Тем не менее, 57% студентов хотели бы сохранить возможность обучаться дистанционно. В этом случае речь идет о смешанном формате: 30% респондентов были бы рады остаться «на удаленке» только по определенным дисциплинам.

Развитие онлайн-обучения серьезно повлияет на конкурентоспособность российских вузов на рынке образовательных услуг. 63% студентов отметили, что предпочтут получить диплом, обучаясь онлайн в западном крупном университете, нежели очно в российском вузе. При этом, если и отечественные, и международные институты разработают дистанционные программы получения высшего образования, 59% студентов выберут зарубежный вуз.

Большинство студентов (59%) считают, что полный переход на онлайн-обучение приведет к потере их социальных и коммуникативных навыков. 30% отметили, что развивают эти компетенции в рамках других активностей, кроме вуза, а 10% посчитали, что данные навыки не важны в современном мире.

Ключевая роль вуза для современного студента – расширение кругозора (56% ответов) и дополнительное время, чтобы определиться с выбором профессии (43%).

Большинство студентов в этот раз посчитали, что вуз действительно может дать прикладные навыки: 28% респондентов уверены в этом, а 44% склоняются к ответу «скорее да, чем нет». Тем не менее, молодые люди в основном осваивают практику на работе (51%), а также на дополнительных образовательных курсах (44%) наравне с основной вузовской программой (44%).

Поколение Z не стремится в онлайн и не пропадает там круглосуточно: 59% студентов рассказали, что чаще общаются с друзьями лично, а не виртуально, и только 27% респондентов отметили, что в «эпоху до карантина» предпочитали сидеть дома. Остальные респонденты тратят свободное время на личные встречи с приятелями (71%), подработку (52%), спорт (42%), кино (41%) и другие «реальные» активности.

Анастасия Стасева, руководитель проекта YounGo компании Kontakt InterSearch Russia:

«События этого года устроили настоящий стресс-тест готовности вузов и самих студентов к онлайн-образованию. Существующие сейчас онлайн-решения в вузах, очевидно, не могут полностью заменить традиционный формат обучения. Скорее всего, оптимальным решением на ближайшее время станет смешанный формат: в котором онлайн и оффлайн-лекции будут сочетаться. Однако я бы не спешила утверждать, что полностью онлайн образование – это утопия. Ключ к успеху в этом вопросе – не в проведении лекции в зуме и скайпе и не в записи лекций на видео, а в возможности создать новую онлайн-среду для обучения, наполненную интерактивными решениями, заданиями для отработки в группах, игровыми форматами. Если в вузах будет внедряться такой подход, то онлайн-образование точно станет возможным. И тогда, как показало это исследование, нашей системе образования предстоит столкнуться с конкуренцией со стороны ведущих зарубежных вузов. Отличный вызов, дающий стимул для прорывного развития отечественной системы образования!».

Максим Пологойко, руководитель Департамента образования и науки МРОД «Студенты Столицы»

«События, повлиявшие на полный переход образовательного процесса в онлайн-формат, помогли переосмыслить студенческому сообществу ценность института высшего образования. Стало очевидно, что университетская жизнь не заканчивается в аудиториях, но продолжается в общественной и творческой жизни, волонтерских проектах, да и просто в общении с одногруппниками.

Сам образовательный процесс также претерпит ряд изменений. Возможно, скоро мы увидим дисциплины, которые будут проходить дистанционно. При этом очень важно понимать, что при изучении основополагающих предметов важен живой контакт с преподавателем. Иначе, может ухудшиться качество подготовки выпускников».

В опросе YounGo и «Студентов Москвы» приняли участие 850 студентов из 39 вузов Москвы, преимущественно бакалавриат, 1 и 2 курсы.

 
 

Еще на HRpuls.ru: