Совместное исследование проекта YounGo и движения «Студенты Москвы» показало, что молодые люди оценивают удобство вынужденного онлайн-образования на среднем уровне, но хотят сохранить возможность обучаться определенным дисциплинам удаленно. При этом развитие зарубежных онлайн-программ может серьезно пошатнуть позиции российского высшего образования.
Мнения студентов по поводу
онлайн-образования разделились от крайне негативных до позитивных, однако в
целом большинство участников оценивает удобство формата на среднем уровне, в 6
баллов. Точно так же студенты относятся к возможности сдать отчет или экзамен в
онлайн-формате, оценивая его комфортность в среднем в 6,1 балл.
Ключевая проблема онлайн-обучения, по
мнению студентов, – плохая коммуникация между преподавателями и студентами (55%
ответов). Кроме того, 44% респондентов отметили, что их нагрузка существенно
выросла и каждый стал проводить больше времени за учебой. 43% студентов скучают
по «живому» общению с одногруппниками, 39% жалуются на сниженную эффективность
работы, а 38% подчеркивают плохое владение техникой преподавателями.
Тем не менее, 57% студентов хотели бы
сохранить возможность обучаться дистанционно. В этом случае речь идет о
смешанном формате: 30% респондентов были бы рады остаться «на удаленке» только
по определенным дисциплинам.
Развитие онлайн-обучения серьезно
повлияет на конкурентоспособность российских вузов на рынке образовательных
услуг. 63% студентов отметили, что предпочтут получить диплом, обучаясь онлайн
в западном крупном университете, нежели очно в российском вузе. При этом, если
и отечественные, и международные институты разработают дистанционные программы
получения высшего образования, 59% студентов выберут зарубежный вуз.
Большинство студентов (59%) считают, что
полный переход на онлайн-обучение приведет к потере их социальных и
коммуникативных навыков. 30% отметили, что развивают эти компетенции в рамках
других активностей, кроме вуза, а 10% посчитали, что данные навыки не важны в
современном мире.
Ключевая роль вуза для современного
студента – расширение кругозора (56% ответов) и дополнительное время, чтобы
определиться с выбором профессии (43%).
Большинство студентов в этот раз
посчитали, что вуз действительно может дать прикладные навыки: 28% респондентов
уверены в этом, а 44% склоняются к ответу «скорее да, чем нет». Тем не менее,
молодые люди в основном осваивают практику на работе (51%), а также на
дополнительных образовательных курсах (44%) наравне с основной вузовской
программой (44%).
Поколение Z не стремится в онлайн и не пропадает
там круглосуточно: 59% студентов рассказали, что чаще общаются с друзьями
лично, а не виртуально, и только 27% респондентов отметили, что в «эпоху до
карантина» предпочитали сидеть дома. Остальные респонденты тратят свободное
время на личные встречи с приятелями (71%), подработку (52%), спорт (42%), кино
(41%) и другие «реальные» активности.
Анастасия
Стасева,
руководитель проекта
YounGo
компании Kontakt InterSearch Russia:
«События
этого года устроили настоящий стресс-тест готовности вузов и самих студентов к
онлайн-образованию. Существующие сейчас онлайн-решения в вузах, очевидно, не
могут полностью заменить традиционный формат обучения. Скорее всего,
оптимальным решением на ближайшее время станет смешанный формат: в котором
онлайн и оффлайн-лекции будут сочетаться. Однако я бы не спешила утверждать,
что полностью онлайн образование – это утопия. Ключ к успеху в этом вопросе –
не в проведении лекции в зуме и скайпе и не в записи лекций на видео, а в
возможности создать новую онлайн-среду для обучения, наполненную интерактивными
решениями, заданиями для отработки в группах, игровыми форматами. Если в вузах
будет внедряться такой подход, то онлайн-образование точно станет возможным. И
тогда, как показало это исследование, нашей системе образования предстоит
столкнуться с конкуренцией со стороны ведущих зарубежных вузов. Отличный вызов,
дающий стимул для прорывного развития отечественной системы образования!».
Максим Пологойко, руководитель
Департамента образования и науки МРОД «Студенты Столицы»
«События, повлиявшие на полный переход
образовательного процесса в онлайн-формат, помогли переосмыслить студенческому
сообществу ценность института высшего образования. Стало очевидно, что
университетская жизнь не заканчивается в аудиториях, но продолжается в
общественной и творческой жизни, волонтерских проектах, да и просто в общении с
одногруппниками.
Сам
образовательный процесс также претерпит ряд изменений. Возможно, скоро мы
увидим дисциплины, которые будут проходить дистанционно. При этом очень важно
понимать, что при изучении основополагающих предметов важен живой контакт с
преподавателем. Иначе, может ухудшиться качество подготовки выпускников».
В опросе YounGo и «Студентов Москвы»
приняли участие 850 студентов из 39 вузов Москвы, преимущественно бакалавриат,
1 и 2 курсы.