КВладимир Трофименко, глава российского представительства компании Mankiewicz (Гамбург, Германия) – одного из лидеров мировой лакокрасочной индустрии и “скрытого чемпиона”, рассказал о том, как в России используется передовой немецкий опыт менеджмента , основанный на матричной структуре управления предприятием.
РБК опубликовал статью главы российского представительства компании Mankiewicz Владимира Трофименко “Какие подходы в работе используют «скрытые чемпионы», в которой топ-менеджер подробно рассказал о принципах менеджмента в немецких компаниях с вековой историей, зачастую основанных как семейные предприятия и сумевших вырасти до уровня транснациональных корпораций. Матричная структура управления – один из отличительных признаков компании-”скрытого чемпиона”, к которым наряду с этим относятся заинтересованность в результате, доверие к своей продукции и преемственность поколений.
Принципы
матричного управления ставятся во главу угла в компании Mankiewicz, чуть больше
за сто лет сумевшей пройти путь от маленького семейного бизнеса по производству
красок в городе Гамбург до транснациональной компании-поставщика Boeing,
Siemens и других мировых индустриальных гигантов.
Матричное
управление – это отход от жесткой
иерархии и вертикали управления, взамен которых внутри предприятия создаются
проектные группы – своеобразные стартапы внутри компании, где руководители
исходят из принципов децентрализации и гибкости в принятии решений, развивают
командную работу, внедряют инновационные системы и грамотно распределяют
задачи.
Рабочие
группы в таких стартапах формируются под конкретные задачи, а их участники
работают вместе определенный срок и после окончания проекта переходят в другие
стартапы. Это позволяет избежать профессионального выгорания сотрудников,
которые каждый раз приступают к выполнению новых обязанностей. Так как рабочие
группы каждый раз заново формируются под определенные проекты, процесс
адаптации сотрудников проходит очень легко. Люди быстро перестраиваются и
развиваются вместе с компанией.
У
каждого «скрытого чемпиона» есть собственная уникальная система управления,
благодаря чему он выбился в лидеры в той или иной сфере. Например, компания
Sennheiser, крупнейший немецкий производитель оборудования для записи,
трансляции и воспроизведения звука, решила создавать действительно качественную
продукцию, которая бы пользовалась уважением со стороны потребителей.
Руководители Sennheiser считают, что самое главное — качество продукта и
заслуженное доверие потребителей, а не широко известное имя бренда.
«Скрытые
чемпионы» продают продукцию по ценам на 10–15% выше рыночных. И им приходится
сталкиваться, с одной стороны, с тем, что многие потребители при выборе
продукции смотрят в первую очередь на цену, а с другой — с тем, что крупные
компании и холдинги могут позволить себе поставки в убыток. Но качество и
инновации все равно в итоге побеждают. Если компания изначально стремится
создать продукт, который будет конкурентным на глобальных рынках, то берет
верный курс развития.
В
России принципы матричного управления из крупных компаний в настоящее время
пытаются внедрить ряд подразделений РЖД, а также ряд высокотехнологичных
стартапов, функционирующих в рамках бизнес-агрегаторов, подобных Сколково и
общественной организации “Люди будущего”.
Для справки:
“Скрытые чемпионы” – компании средней величины, как
правило, базирующиеся в небольших городах и насчитывающие не более двух тысяч
сотрудников – одни из самых эффективных с точки зрения технологического
развития. Кроме того, средние предприятия с многолетней историей и репутацией,
а также уникальными опытом и экспертизой являются ключевыми носителями новых
идей в развитии бизнеса, стратегическом менеджменте и операционном управлении.
«Скрытые чемпионы»
занимают лидирующие позиции на континенте или входят в топ-3 мировых игроков в
своей нише. Годовая выручка большинства из них доходит до €500 млн. По всему
миру разбросано порядка 2,7 тыс. «скрытых чемпионов». Большинство, 65% из них,
базируется в Германии. Так, в 2019 году объем экспорта из этой страны составил
почти €1,33 трлн — третий результат в мире, после Китая и США. В России к
«скрытым чемпионам» относятся, в частности, ВСМПО АВИСМА (металлургическая
компания крупнейшего в мире производителя титана и поставщика для мировой
авиакосмической индустрии) и компания «Волга-Днепр» (занимает более 60% рынка
негабаритных авиаперевозок).