527 руководителей, работающих с маркетплейсами, отнесли к числу главных сложностей своих проектов привлечение новых клиентов (62%) и эффективное управление командой (53%).
Согласно исследованию консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia, для решения поставленных задач руководителю маркетплейса требуются определенные компетенции: быстрота мышления (63% ответов), креативное мышление (59%) и эмоциональный интеллект (46%). Треть руководителей посчитала, что управленцу важнее hard skills – знания в сфере электронной торговли.
Отдельный
блок опроса был посвящен ключевым тенденциям развития маркетплейсов. Почти 76%
бизнес-игроков считают, что интеграция всех сервисов для поставщиков в единую
экосистему станет ключевым трендом следующих лет. Повышение скорости доставки
как главную тенденцию отметили 63% респондентов. Более 56% компаний утверждают,
что в ближайшем будущем будут упрощены интерфейсы для привлечения новых
продавцов. Только 20% респондентов задумываются о внедрении инструментов VR, а
19% – над голосовыми решениями для обработки заказов.
В вопросе
об эффективности категорийной специализации мнения разделились: 54% компаний
считают, что на рынке будут выигрывать маркетплейсы, предлагающие товары в конкретной
сфере. Другие 46% уверены, что надо оставаться «дженералистами».
Макар Лисицин, старший консультант компании
Kontakt InterSearch Russia:
«Данные
опроса бегло, но ясно показывают растущие сложности, вшитые в саму модель
маркетплейса: он должен выполнять гарантии торговца для покупателя, причем на
уровне хорошего ритейлера. Именно поэтому многие эксперты говорят о том, что
маркетплейс — это, в первую очередь, сервис. И сервис, направленный сразу в две
стороны. В 2021 году маркетплейсам необходимо менять самовосприятие, если они
еще этого не сделали, и перестать стараться походить на ритейлеров.
Также
любопытен тезис об УТП: в чем он лежит, учитывая бешеную конкуренцию? Очевидный
ответ: в первую очередь, в эффективном привлечении недорогого трафика. Если мы
придерживаемся этой мысли, вопрос о категорийной специализации отпадает. А
говоря точнее, ложится на плечи мерчанта и становится уже его заботой.
И,
разумеется, компетенции. Еще раз подчеркну, что в 2021 году вопрос определения
и оценки компетенций в кандидате должен стать для руководителей столь же
важным, что и вопрос проставления KPI. Ищите
людей с высоким эмоциональным интеллектом, скоростью мышления и склонностью к
сотрудничеству. Проверяйте степень выраженности этих компетенций на примерах
рабочих ситуаций, произошедших не позднее чем 6 месяцев назад. Берите к себе в
команду таких людей, и вы выиграете».