Почти трети россиян в 2020 г. пришлось скорректировать свой бюджет, увеличив траты на образование. К такому выводу пришли эксперты проекта «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций» и платформы «Академия Здоровья», которые провели исследование для Аналитического центра «АльфаСтрахование. Медицина».
Специалисты
провели анонимный опрос сотрудников более 100 российских компаний (с оборотом
от 100 млн руб. в год). Большинство опрошенных признались, что 2020 г. нанес
ощутимый удар по их семейному бюджету – и их траты значительно изменились.
29% опрошенных
рассказали, что дополнительных финансовых вложений потребовало образование
детей, поскольку они не были уверены в эффективности онлайн-обучения. Больше
половины из них воспользовались услугами платных репетиторов, 27% приобрели
детям курсы и обучающие программы онлайн, еще 13% опрошенных оплачивали занятия
в дистанционных кружках и секциях. В среднем, расходы на детские
образовательные программы увеличились на 31%.
Примерно
каждый десятый отметил, что в 2020 г. больше финансов ушло и на самообразование,
в частности, они приобретали отдельные онлайн-курсы, дополнительное образование
в вузах и школах для себя.
По
прогнозам экспертов, в 2021 году тенденция дополнительных трат на образование
сохранится, так как в условиях кризиса вырос спрос на специалистов смежных
профессий с кросс-навыками, что требует дополнительного повышения квалификации.
Больше
обычного опрошенным пришлось потратить за время пандемии на здоровье (31%).
Почти половина трат пришлась на покупку лекарств, а 27% респондентов пришлось
обратиться к платной медицине. Существенными оказались и покупки медицинского
оборудования – термометров, небулайзеров, пульсоксиметров и другой техники.
Серьезно
возросли затраты на питание – 15% опрошенных признали это своей основной тратой
за 2020 г. В основном это заказы продуктов на дом и доставки из ресторанов,
однако 7% респондентов упомянули о редких, но существенных для бюджета походах
в рестораны.
Несмотря на
ограничения, связанные с пандемией, россияне не смогли отказать себе в
развлечениях, сосредоточившись, правда, на том, что доступно онлайн – в
основном, на подписках различных сервисов. Весенний локдаун, вероятно, повлиял
и на кошельки любителей онлайн-шоппинга: 68% стали значительно активнее
покупать одежду на российских ресурсах, а 23% заказывали товары из-за рубежа.
«2020 год показал,
насколько важна забота о своем здоровье и здоровье близких. У большинства
россиян существенно возросли траты на посещение врачей и приобретение лекарств,
что, конечно, подорвало семейные бюджеты. Траты на образование детей тоже
понятны и объяснимы: в условиях непривычного россиянам дистанционного
образования многим приходилось искать альтернативные возможности – нанимать репетиторов для старших и искать онлайн-уроки и
кружки для младших. Нельзя недооценивать и важность самообразования — по сути,
это сфера как краткосрочных, так и долгосрочных вложений.
Мы рекомендуем всегда иметь финансовую «подушку» на непредвиденные расходы, заблаговременно заботиться о
профилактике и выбирать надежные страховые компании, которые способны вовремя
оказать поддержку в случае заболевания», – говорит
Алиса Безлюдова, директор департамента маркетинга «Медицина» Группы
«АльфаСтрахование».
Проект «HR Lab. – Лаборатория HR
Инноваций» в партнерстве с цифровым издательством «Альпина Диджитал», компанией
HeadHunter и HBR-Россия работает с марта 2016 г. Проект ориентирован на
HR-директоров, специалистов в области управления персоналом, собственников и
генеральных директоров компании. Его главная задача – поиск и аккумуляция всех
необходимых инструментов, компетенций и практик для успешной работы с
персоналом в условиях турбулентного рынка.