Определены участники программы федеральных инновационных площадок среди вузов РФ

 

15 февраля 2021 года вступил в силу приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.12.2020 г. № 1580 «Об утверждении перечня организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, составляющим инновационную инфраструктуру в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования». Всего в перечне федеральных инновационных площадок (ФИП) 127 российских вузов. Наряду с ДНК им. Ю. В. Кондратюка НГТУ НЭТИ, в программу также вошли Алтайский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Сочинский госуниверситет и ряд других опорных вузов России. Из новосибирских вузов статус ФИП получил университет архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова.

Заявка ДНК НГТУ НЭТИ посвящена реализации инновационной образовательной программы «Создание динамичной модели обучения инженерному предпринимательству школьников и молодежи на базе опорного вуза региона».

«Наш ДНК открылся и работает на базе крупнейшего технического вуза Сибирского региона, НГТУ НЭТИ вот уже 70 лет является образцом школы инженерных кадров, поэтому выбранное нами инженерное направление является естественным и логичным, — прокомментировала новость Елена Рязанова, директор ДНК им. Ю. В. Кондратюка. — Программа, которую нам предстоит реализовать в статусе федеральной инновационной площадки, рассчитана на пять лет и имеет целью создание системы инженерно-технического образования, которая обеспечит повышение престижности инженерных специальностей и создаст условия формирования развивающей технологической среды, осознанного выбора школьниками профессиональной деятельности».

Из заявки:

«Современные требования к инженерному образованию предполагают подготовку профессионалов, способных проектировать, производить и применять комплексные инженерные объекты, готовых к творческой работе в команде. У инженера должны быть компетенции, которые позволят управлять всеми этими процессами. Эти идеи изложены в книге «Переосмысление инженерного образования», где описывается подход CDIO (Сonceive, Design, ImplementandOperate – осмысляй, создавай, претворяй в жизнь и управляй) как один из магистральных мейнстримов реформирования современного инженерного образования.

Ключевыми компетенциями инженерного образования должны стать метапредметные компетенции:

  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в команде: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, развитие лидерских качеств;
  • сформированность системы межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования своей деятельности; владение устной и письменной речью, формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, использование иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  • мотивированная готовность продолжить образование в высшем учебном заведении, осознание необходимости и способность к обучению в течение всей жизни), создание системы формирования профессиональной направленности и осознанного выбора дальнейшей образовательной траектории;
  • формирование системного мышления путем установления межпредметных связей;
  • формирование экономической культуры и экономического мышления (знания в области экономики, менеджмента и ведения бизнеса).

Участниками проекта станут учащиеся 5—11 классов образовательных, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования Новосибирска и Новосибирской области, а также педагоги.

В числе мероприятий, которые будут проведены за пять лет:

  • Разработка и внедрение системы управления реализацией инновационного образовательного проекта.
  • Разработка образовательных программ инженерно-технологической направленности (Лаборатории: «Интеллектуальных производственных технологий и промышленный дизайн», «Электроники», «Робототехники и информационных технологий», «Ресурсосберегающей энергетики»).
  • Проведение проблемного семинара «Формирование основ инженерного мышления школьников на уровне общего образования: успешные педагогические практики».
  • Разработка модели детского проектно-инженерного офиса.

Практическая значимость работы ДНК им. Ю. В. Кондратюка НГТУ НЭТИ как федеральной инновационной площадки заключается в том, что решения по организации образовательного процесса, разработанные и апробированные за эти пять лет, станут готовым методическим комплектом, который моно использовать в  любом учреждении образования регионов России.

Справка: Дом научной коллаборации (ДНК) — новый стандарт учреждения дополнительного образования научно-технической направленности, в котором будут проходить бесплатное обучение школьники с 5 по 11 классы. ДНК включает в себя следующие направления:

  • урок технологии;
  • урок биологии;
  • лаборатория «Интеллектуальных производственных технологий и промышленный дизайн»;
  • лаборатория «Электроника»;
  • лаборатория «Робототехника и информационные технологии»;
  • лаборатория «Ресурсосберегающая энергетика»;
  • коворкинг-центр.

Статус федеральной инновационной площадки (ФИП) имеет заявительный характер. Заявка на получение статуса ФИП должна содержать проект (программу), имеющий целью развитие образование, разработку и внедрение обучающих программ, создание комплекса учебно-методических и дидактических материалов и т.д.

 
 

Еще на HRpuls.ru: