Поправки в закон «Об образовании»: что будет с просветительской деятельностью НКО?

 
Публикация 19 из 44 по теме Трудовое право

ППоправки в закон «Об образовании», которые Госдума 16 марта приняла в третьем чтении, серьезно обеспокоили НКО: под угрозой могут оказаться просветительские мероприятия и сотрудничество с иностранными организациями. Юристы «Правовой команды» анализируют новые нормы и рассказывают, к чему стоит готовиться.

Итак, новый закон вводит термин «просветительская деятельность» и регулирует ее организацию в России. В частности, теперь если образовательная организация хочет сотрудничать с кем-то из-за рубежа, ей придется сначала предупредить профильные министерства и получить от них заключение, целесообразно ли такое взаимодействие. Также правительство специальным постановлением установит «порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней». 

Теперь деятельность, направленная на «распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» будет регулироваться законом «Об образовании». Это могут быть, например, семинары, форумы, круглые столы и многое другое. 

Кого коснутся изменения

Образовательную деятельность в соответствии с ФЗ «Об образовании» (статья 2) осуществляют образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели. Что касается НКО, то образовательной организацией может быть только та, у которой это прописано в уставе. Для осуществления образовательной деятельности нужна лицензия. А заниматься обучением в качестве дополнительного вида деятельности может любое юрлицо. 

Из текста нового закона следует, что требования к просветительской деятельности распространяются только на организации, у которых есть лицензия на образовательную деятельность. То есть формально получается, что организации, не имеющие такой лицензии, не подпадают под регулирование и могут свободно заниматься просветительской деятельностью (если их аналогичная по существу деятельность не будет рассматриваться как просветительская, с точки зрения ФЗ «Об образовании»).

Проблема в том, что не все, кто по новому закону может заниматься просветительской деятельностью (органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица) вообще по закону могут получить лицензию на образовательную деятельность. То есть, налицо противоречие одних положений закона другим. Возможно, какую-то ясность внесет постановление правительства.

Регулирование просветительской деятельности

Закон также запрещает использовать просветительскую деятельность для «разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации». Эти требования шире, чем требования к образовательной деятельности. 

Пока закон не устанавливает других требований к организациям, занимающимся просветительской деятельностью: нет специальной регистрации, отчетности и т.п. Однако постановление правительства может установить любые дополнительные требования.

Международное сотрудничество

Закон обязывает образовательные организации до подписания договора с иностранными гражданами и организациями, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, получать заключение Министерства образования и науки, Министерства просвещения или профильных министерств, в зависимости от статуса образовательной организации. Причем требование распространяется даже на договоры, заключенные до вступления закона в силу.

При этом в тексте напрямую не сказано, может ли ведомство запретить международное сотрудничество. Все детали о том, как будет выдаваться заключение и что там должно быть написано, будут в постановлении правительства.

Федеральные государственные образовательные организации должны будут получать заключения органов, в ведении которых они находятся: МГУ и Финансовый университет — в правительстве, медицинские университеты и академии — в Минздраве, университеты МВД — в Министерстве внутренних дел. Региональные и частные организации высшего образования должны будут получать заключения от Министерства образования и науки, а образовательные организации общего образования — в Министерстве просвещения.

Закон вступит в силу в случае его одобрения Советом Федерации и подписания президентом уже 1 июня 2021 года. Образовательные организации должны будут до 1 сентября 2022 года получить заключения на все уже подписанные до вступления закона в силу договоры в области международного сотрудничества. Договоры с иностранными студентами — исключение, как и договоры, срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.

Часть 3 статьи 105 ФЗ «Об образовании» определяет сферы и возможности международного сотрудничества. Перечень хотя и широк, но является закрытым. Это может быть: разработка и реализация образовательных программ и научных программ; направление преподавателей и учеников учиться за рубеж и приглашение иностранцев учиться в России, в том числе по обмену; совместные научные исследования в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности; участие в сетевой форме реализации образовательных программ; проведение международных конгрессов, конференций, семинаров или участие в их работе и обмен учебно-научной литературой.

<< Почему охрана труда важна для каждого работодателя?Как оформить документы с удаленными сотрудниками >>
 
 

Еще на HRpuls.ru: