Управленцы нового формата: как пандемия изменила требования к топ-менеджерам?

 
Публикация 162 из 212 по теме Рынок труда

Пандемия, удаленная и “гибридная”[1] занятость изменили подход к найму руководителей: требования к кандидатам серьезно отличаются от запросов двух-трехлетней давности. Эксперты кадровой компании UTEAM проанализировали вакансии[2] для топ-менеджеров, открытые с начала 2021 года. К классической триаде (управление собой, задачами и людьми) добавились управление стрессом (встречается в 79% вакансий), устойчивость в период неопределенности (70%), управление изменениями (68%), воодушевление команды (60%), а также умение выстраивать коммуникации (53%). 

В UTEAM попросили работодателей[3] оценить важность обозначенных требований в условиях новой реальности. 

Управление стрессом, или психологическую устойчивость к стрессу, считают принципиальной компетенцией лидера 67% опрошенных. Как отмечают в UTEAM, работодатели все чаще хотят видеть на топовых позициях тех, кто умеет взаимодействовать с коллективом и клиентами через позитив и не теряет самообладание в любой ситуации. Идеальный руководитель должен создавать перспективы светлого будущего, ведь даже в кризис бизнесу нужно двигаться вперед.

Сохранение устойчивости в период неопределенности, а также способность проводить через неё людей — показатель эффективности управленца для 65% работодателей. Каждого HR интересует, удалось ли кандидату обеспечить бесперебойное функционирование компании в пандемию, в условиях удаленной занятости и распределенных команд. Есть и сугубо психологический аспект: когда привычные ориентиры размыты, именно топ-менеджер становится неким “островком спокойствия”, устойчивой опорой и для подчиненных, и для бизнеса. 

Управление изменениями и умение видеть новые возможности сегодня воспринимаются как залог выживания на рынке — эту компетенцию выделили 59% опрошенных. Как отмечает Евгений Теруков, профессор практики «Управление изменениями», директор программ корпоративного обучения Московской школы управления СКОЛКОВО, сегодня управлению изменениями учат буквально всех, так как неопределенности в бизнесе стало в разы больше.

“Пандемия и локдаун не для всех стали периодом потерь. Те, кто “переобулся в воздухе” и раньше других стал доставлять продукты до двери, работать в онлайн-сегменте – однозначно выиграли. Такие примеры есть даже в сфере недвижимости — это компании, которые вовремя оценили перспективы загородного строительства и сумели быстро перестроиться. Смелости отступить от привычной схемы достает не всем, но именно это сегодня ценится”, — рассказывает Ирина Антоненко, руководитель отдела по подбору персонала UTEAM.

Воодушевление и поддержку коллектива называют значимым навыком в 55% компаний. Это — ответ на запрос любой ценой сохранить и удержать сотрудников, если не всех, то хотя бы ключевых. Весь бизнес сегодня испытывает сложности: от экономических до банального эмоционального выгорания (кстати, по последним данным, после событий 2020 года в таком состоянии оказались 50% работающих россиян). Результат: команды теряются — иногда вынужденно, экономически обоснованно, иногда без очевидных причин, под напором внутренних конфликтов. Способность не просто сберечь, но и поддержать, воодушевить людей, в том числе, личным примером — на вес золота: нужно понимать своих сотрудников, видеть их точки роста, вникать в ценности. Как отмечают в UTEAM, в 2021 году всем нужны командные игроки. “Не «матерый зубр», который приходит и начинает рассказывать, как жить. Нет. Нужны демократы и коучи, лидеры нового формата”, — добавляет Ирина Антоненко. Кстати, 62% руководителей среднего и высшего уровня хотели бы научиться именно этому — созданию высокоэффективных команд. 

Способность строить экологичные коммуникации, причем как с клиентами, так и с коллективом, ценится в 49% российских компаний. Большинство подразумевают под этим сразу скорость и эффективность: топ-менеджеру нужно уметь выстраивать множественные связи на разных уровнях и доносить информацию корректно. В UTEAM добавляют, что это связано с интересной тенденцией: все чаще генеральный директор сам ведет крупных клиентов — это контактное лицо для ключевых партнеров и заказчиков.

Бизнес столкнулся с новыми вызовами: в приоритете — цифровая трансформация, сокращение издержек и операционная эффективность, а также обеспечение бесперебойной работы в условиях пандемии и захват новых рынков. По данным Бизнес-школы СКОЛКОВО, среди главных задач на ближайшие годы 63% руководителей крупных российских компаний называют обеспечение результативности в режиме удаленной работы, 61% — обучение и развитие сотрудников, 53% — меры безопасности и сохранение здоровья, 41% — сохранение ключевых сотрудников. Все это меняет современный портрет эффективного управленца: в UTEAM уверены — теперь в тренде не жесткий авторитарный директор, а демократичный лидер, коуч, криэйтор и мастер коммуникации.


[1] —  Гибридный формат занятости — ситуация, когда часть дней сотрудник работает в офисе, а оставшиеся дни — на дому.

[2] В исследовании проанализировано 157 вакансий руководителей, открытых с января по май 2021 года включительно.

[3]  В опросе приняли участие 150 работодателей — клиентов кадровой компании UTEAM.

<< Чего ждут от работы врачи?26% россиян считают, что у них работа мечты >>
 
 

Еще на HRpuls.ru: