СберУниверситет совместно с Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики» подготовил аналитический отчет «Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы», в котором рассматривается контекст появления потребности в профессиональной переподготовке в России и мире, а также реализуемые сегодня модели переобучения.
Отчет отвечает на три ключевых вопроса:
– Почему профессиональная переподготовка стала острым вопросом для организаций?
– Как меняются профессии и навыки, необходимые специалистам будущего?
– Какие модели переподготовки применяют организации?
Рынок труда не может существовать в вакууме: на него влияют многие тренды, меняя стратегии и модели ведения бизнеса, образ сотрудников, набор их компетенций и обязанностей. Тренды, в свою очередь, формируются под воздействием социальных и технологических факторов. Часть трендов имеет циклический и продолжительный характер.
В последние десятилетия на рынок профессий влияют долгосрочные тренды:
- IV промышленная революция и цифровизация;
изменения содержания трудовых функций и снижение доли нерутинных операций; - демографические изменения, в том числе
увеличение продолжительности жизни и старения населения;
ориентация бизнеса на специалистов с широким спектром развитых навыков и их
требования к организациям; - развитие культуры непрерывного
образования.
Существуют и тренды, которые получают развитие вследствие внезапных кризисов,
например, пандемия коронавируса привела к развитию новых систем разделения
труда и форматов работы, ускорению темпов автоматизации, повышение темпов
развития электронной коммерции, необходимости адаптации человеческих ресурсов
(HR) и учебных процессов к условиям неопределенности и турбулентности. Подобные
тенденции становятся причиной масштабных перемен: одни сегменты труда
устаревают и упраздняются, а появляющиеся профессии, в которых рынок труда
испытывает потребность, мгновенно оказываются в дефиците. Для многих работников
это означает или потерю работы, или серьезную смену карьерной траектории. На
уровне организаций и государства возникает необходимость в преодолении
возникающих кадровых и навыковых пробелов за счет создания массовых программ
переподготовки.
В этом материале рассмотрим влияние различных социально-экономических трендов
на формирование острой потребности в переподготовке.
Развитие культуры непрерывного образования в России и
мире
Непрерывное образование взрослых (lifelong learning)
уже достаточно давно рассматривается как важнейший фактор экономического
развития и социального благополучия населения большинства стран. В Германии и
Франции уровень ежегодного участия населения в обучении достигает 52%, в
Австрии и Норвегии — 60%, в Швеции — 64%, в Швейцарии — 70%*.
Чем более современные технологии используются в производстве, чем выше
производительность труда, тем чаще предприятия и сами работники прибегают к
обновлению своих навыков и квалификаций. Как показывают исследования, масштабы
дополнительного профессионального образования связаны с уровнем экономического
развития стран и территорий (валового регионального продукта). Россия, несмотря
на некоторый рост за последние 10 лет масштабов обучения взрослого населения,
почти в 3 раза отстает по этому показателю от развитых стран ОЭСР, что во
многом обусловлено недостаточно высоким технологическим оснащением производств
и низкой распространенностью навыков, обеспечивающих высокую производительность
труда.
В то время как стратегии развития организаций включают
повышение производительности, техническое перевооружение, благополучие
сотрудников, переподготовка становится важным практическим инструментом для
эффективного достижения результата в корпоративной среде. Этот путь не будет
линейным. Чтобы сохранить лояльность сотрудников, а значит, приумножить
корпоративную культуру и ее ценности, организациям потребуется синхронизировать
собственные запросы с глобальными технологическими трендами и интересами развития
персонала, их возможностями и предпочтениями.
Переподготовка как необходимость, вызванная переменами
В настоящее время наблюдается огромная пропасть между
навыками, которых требует рынок, и навыками, которыми владеют потенциальные и
текущие работники. Так, 1,3 млрд людей в мире испытывает нехватку навыков для
выполнения своей работы**. Это число
драматически увеличивается под влиянием пандемии, а вместе с ней необходимости
перехода в дистанционные форматы деятельности и освоения новых цифровых
технологий.
Такая ситуация приводит к том, что почти все организации предпринимают
решительные шаги для заполнения пула новых вакансий: дополнительный найм,
использование услуг фрилансеров или переход внутренних сотрудников на новые
роли и траектории. Однако наиболее распространенной стратегией становится
профессиональная переподготовка кадров.
Переподготовка (от англ. reskilling) — это развитие
новых компетенций для подготовки к новой карьерной траектории, в том числе для
перехода на более высокую должность, или сохранение текущей при кардинальном
изменении профессиональных требований к ней. Распространенные инструменты —
уровневые и специализированные программы обучения для новой должности или роли.
Повышение квалификации (от англ. upskilling) — это совершенствование уровня
мастерства в текущей должности, без ее смены. Распространенные инструменты —
обучение в процессе работы, включая лучшие практики в сообществах с
наставниками, менторами, коллегами.
Внедрение программ переподготовки — стратегический ответ на два основных вызова современности: обеспечение пула специалистов новых профессий и помощь специалистам уязвимых сфер в сохранении востребованности на рынке.
В России в переобучении более других нуждаются производственный персонал, сотрудники служб маркетинга, PR и корпоративных коммуникаций, аналитики и R&D-специалисты. Российские специалисты, ответственные за обучение и развитие персонала, отмечают положительное влияние программ переподготовки на сохранение лояльности персонала и уровня удовлетворенности сотрудников. Кроме того, программы переобучения позволяют уменьшить текучесть кадров и повысить внутреннюю мобильность.
Читать статью целиком
АВТОР: Мария Миронова
Forbes Russia Contributor
заместитель директора Forbes Russia Education, главный редактор