Тщательный подбор слов, готовность к возражениям и правовые обоснования — увольнения становятся более цивилизованными и менее эмоциональными

 
Публикация 247 из 424 по теме Рынок труда

Меньше эмоций, больше конструктива. В диалоге с увольняемым сотрудником менеджеры по персоналу стали испытывать меньше стресса, апеллируя к статьям ТК РФ и гарантиям соблюдения прав работодателем. В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob приняли участие представители 1000 компаний из всех округов страны.

По сравнению с 2014 годом кадровики стали чаще говорить о том, что необходимость сообщать сотрудникам об увольнении воспринимают спокойно (26% сегодня и 17% семь лет назад). В подобных диалогах стало несколько меньше неловкости (6 и 11% соответственно) и чувства вины (1 и 3%).

О подготовке к диалогу с увольняемым сотрудником представители работодателей стали рассказывать реже: «Есть утвержденный алгоритм, все в рамках закона». Да и сам процесс подготовки претерпевает изменения: менеджеры по персоналу стали уделять больше времени составлению плана беседы (49% сегодня и 41% в 2014 году), работе с возражениями (22 и 11% соответственно), подбору правовых обоснований (17 и 14%). Несколько чаще кадровики стали стремиться сохранить лояльность увольняемого компании (5 и 2%), собирать информацию о размере компенсации, положенной конкретному сотруднику (также 5 и 2%).

План действий после увольнения: 6 обязательных шагов. Используйте этот шанс изменить свою жизнь к лучшему.


Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 232
Время проведения: 18 октября — 29 ноября 2021 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, которым приходилось сообщать сотрудникам об увольнении
Размер выборки: 1000 респондентов

Вопрос: «Что вы испытываете, когда вам нужно сообщить сотруднику об увольнении?» (открытый опрос, у респондентов была возможность указать необходимое количество вариантов ответа)

Вариант ответа 2021 2014
Ничего не чувствую, это моя работа 26% 17%
Беспокойство, волнение, дискомфорт, напряжение 18% 17%
По-разному 12% 12%
Сожаление, жалость 10% 16%
Неприятные ощущения 9% 8%
Неловкость, смущение, стыд 6% 11%
Облегчение 5% 4%
Сочувствие, сопереживание 4% 5%
Грусть, горечь 4% 3%
Страх 2% 2%
Вину, угрызения совести 1% 3%
Уверенность в правоте 1% 2%
Ответственность 1% 2%
Другое 6% 10%
Затрудняюсь / не хочу отвечать 3% 5%


Вопрос: «Готовитесь ли вы обычно к разговору, в котором вам нужно сообщить сотруднику об увольнении?»

Вариант ответа 2021 2014
Да, готовлюсь 55% 64%
Нет, не готовлюсь 45% 36%
Вариант ответа Все HR-менеджеры, которым приходилось сообщать сотрудникам об увольнении
несколько раз много раз
Да, готовлюсь 55% 56% 54%
Нет, не готовлюсь 45% 44% 46%


Вопрос: «Как именно вы обычно готовитесь к разговору, в котором вам нужно сообщить сотруднику об увольнении?» (открытый опрос, у респондентов была возможность указать необходимое количество вариантов ответа)

Вариант ответа 2021 2014
Продумываю диалог, составляю план беседы, подбираю слова 49% 41%
Изучаю и формулирую причины увольнения 29% 31%
Просчитываю возможные возражения и последствия увольнения 22% 11%
Подготавливаю документы, собираю ссылки на законы 17% 14%
Собираю информацию об увольняемом от его руководства и коллег, изучаю личное дело 12% 11%
Стараюсь уменьшить стресс для увольняемого, подбираю корректные формулировки, сообщения о трудовых достижениях увольняемого 10% 17%
Собираюсь с духом, готовлюсь морально 7% 9%
Составляю советы для увольняемого, пытаюсь помочь с дальнейшим трудоустройством 7% 5%
Собираю информацию о размере выплат и компенсаций увольняемому 5% 2%
Стараюсь сохранить лояльность увольняемого компании 5% 2%
Собираю факты о нарушениях и ошибках в работе, допущенных увольняемым 2% 8%
Выбираю подходящее время для беседы 0% 2%
Другое 13% 8%
<< Возможностей для трудоустройства россиян становится большеРуководи и взаимодействуй: какие управленческие навыки нужны топ-менеджерам >>