Поколение фрилансеров: кто идет в самозанятые и чем они интересны компаниям

 
Публикация 332 из 368 по теме Рынок труда

Уже два года в России действует режим самозанятости. Проведенное сервисом «YouDo Бизнес» и платформой HeadHunter исследование этого рынка показало: уже больше половины российских компаний регулярно сотрудничает с самозанятыми, 42% из которых — молодежь

В 2019 году государство в очередной раз попыталось решить застарелую проблему с теневыми заработками россиян и начало эксперимент: граждане, работающие на себя, не имеющие наемных сотрудников и зарабатывающие не более 2,4 млн рублей в год, могли зарегистрироваться в качестве самозанятых. Для них предполагался специальный режим — выплата так называемого налога на профессиональную деятельность (НПД) с доходов по ставке 4%, если услуги оказываются физлицам, и 6% — если компаниям.

С 2019 года, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в качестве самозанятых зарегистрировалось уже 5 млн человек. За все это время самозанятые зарегистрировали доходы на сумму 1,1 трлн рублей и уплатили 40 млрд рублей налогов. Темпы роста самозанятости, которые фиксирует ФНС, обогнали прогноз Министерства труда и социальной защиты, которое год назад считало, что к отметке в 5-6 млн человек самозанятых Россия подойдет лишь к 2024 году.

Две работы лучше

Число исполнителей с подтвержденным статусом самозанятого на платформе «YouDo Бизнес» ежемесячно увеличивается на 10-15%, говорится в совместном исследовании сервиса с HeadHunter (есть у Forbes). В основу исследования легли опросы фрилансеров, работающих на платформе (в 2021 году было опрошено 1378 самозанятых, в 2022-м — 1785), а также 128 компаний, сотрудничающих с HeadHunter.

Одним из главных трендов самозанятости в 2022 году стала диверсификация — уже 70% самозанятых сегодня подрабатывают в двух и более категориях. При этом в 2020 году доля таких исполнителей составляла лишь 53%. Самыми популярными категориями для самозанятых на YouDo стали: «Виртуальный помощник» (14%), «Дизайн» (11%), «Ремонт и строительство» (10%), «Курьерские услуги» (9%), «Фото, видео и аудио» (8%).

За два года соотношение самозанятых синих и белых воротничков на сервисе изменилось — доля специалистов, оказывающих интеллектуальные услуги в сфере IT, дизайна, маркетинга и рекламы, юридической и бухгалтерской помощи выросла до 60% с 45% в 2020 году.

Поколение самозанятых

Согласно опросу, проведенному авторами исследования, 62% самозанятых работают на себя уже несколько лет и более, 20% во фрилансе менее года, 8% пришли с наступлением кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Как на рынок повлияла «спецоперация»*? Каждый десятый опрошенный занялся фрилансом три или меньше месяцев назад из-за нестабильности на рынке труда и экономических вызовов.

В сравнении с 2021 годом доля самозанятых в возрасте 18-25 лет выросла вдвое — с 5% до 10%. Около половины самозанятых сегодня — это молодежь в возрасте 18-35 лет (42%).

Полный текст публикации
Источник: Forbes

<< За 10 лет российский бизнес стал чаще назначать на руководящие позиции внутренних кандидатовКоличество вакансий в сфере HR увеличилось на 5% по итогам недели >>
 
 

Еще на HRpuls.ru: