Российские топ-менеджеры не готовы работать в подчинении у женщины

 
Публикация 350 из 407 по теме Рынок труда

Среди более чем 1000 топ-менеджеров, опрошенных компанией Kontakt InterSearch Russia, лишь 1% женщин предпочитают работать в подчинении женщины. Среди мужчин предпочитающих работать под руководством противоположного пола не оказалось. При этом 44% мужчин и 38% женщин хотят работать в подчинении у мужчины. Для 56% мужчин и 61% женщин пол руководителя не имеет значения.

Для большинства респондентов гендерный состав рабочего коллектива не принципиален. При этом лишь 3% мужчин готовы работать в преимущественно женском коллективе. Женщин, предпочитающих работать с представительницами своего пола, не оказалось.

Стремительно растет число несогласных с практикой гендерного квотирования. Против нее выступают 82% мужчин и 54% женщин. В 2020 году, по данным аналогичного исследования, показатель несогласных с практикой среди мужчин был равен 62%, среди женщин – 11%.

Женщины чаще получают место работы, если их предшественницей также была женщина (46% случаев), мужчины приходят на место мужчин (57%). При этом как мужчины, так и женщины в основном подчиняются мужчинам (71% и 72% соответственно).

Респонденты рассказали, какие качества они бы усилили в своих руководителях. Чаще всегда они называли последовательность, адаптивность, объективность. В отличие от женщин мужчинам на управляющих позициях не хватает креативности, коммуникабельности, эмпатии. Женщинам – стратегичности, стрессоустойчивости.

54% женщин признались, что сталкивались с ситуацией гендерного неравенства: 44% – иногда, 10% регулярно. Мужчины говорили о подобной ситуации в 30% случаев.

Главная преграда как для женской, так и для мужской карьеры – интриги в деловой среде. Этот фактор назвали 34% женщин и 32% мужчин. Мешают карьере и отсутствие связей, усталость и эмоциональное выгорание. Женщины чаще мужчин называют такой фактор, как дискриминация по полу/национальности, мужчины же чаще сталкиваются с высокой конкуренцией на рынке труда.

Большинство респондентов считает, что обеспечивать семью должны оба партнера в равной степени (42% мужчин и 55% женщин). Ни один из опрошенных топ-менеджеров не считает, что эта задача должна лечь на плечи женщины. 19% женщин считают мужчин главными «добытчиками» в семье, в то время как сами мужчины ответили так в 43% случаев. Среди топ‑менеджеров, состоящих в отношениях, в 63% случаев мужчина зарабатывает больше, женщина – в 43%. Всего 8% мужчин и 12% женщин утверждают, что зарабатывают наравне с партнером.

С тем, что гендерная принадлежность оказывает влияние на успех в бизнесе, согласны 40% мужчин и 44% женщин. Противоположной точки зрения придерживаются 54% мужчин и 51% женщин.

Большинство респондентов сошлось во мнении, что за последние несколько лет гендерной повестке в бизнесе стало уделяться больше внимания (66% мужчин и 56% женщин). При этом на практике лишь в 18% компаний реализуются инициативы, направленные на гендерное равенство. Среди них: женские клубы и workshop’ы, KPI, механизм гендерного квотирования.

Галина Спасенова, партнер Kontakt InterSearch Russia:

«Результаты исследования нас не сильно удивили, поскольку еще раз продемонстрировали укрепившиеся стереотипы относительно роли женщины в бизнесе.

Для мужчин все еще неприемлема работа под руководством женщины. Вероятно, это связано с патриархальными устоями. Большинство руководящих постов занимают именно мужчины, и пока о паритете в управлении говорить не приходится. Нередко мы слышим и скептическое: «Женщины управляют эмоционально, а не профессионально». Стереотипы о женщине в управлении обуславливают и нежелание самих женщин работать с представительницами своего пола.

Заметны возросшие опасения мужчин относительно практики гендерного квотирования в управленческом составе бизнеса. Мы пока не наблюдаем феномена «обратной дискриминации», но активное обсуждение вопросов гендерного равенства, недопустимости дискриминации и др. выглядят как повод для тревожности руководителей-мужчин.

Могу предположить, что в ближайшем будущем ситуация изменится. Причина тому – смена поколений. Рассматриваемые стереотипы все же присущи более взрослым управленцам. Молодежь более открыта к идеям равенства и гендерного баланса в компаниях. Еще один драйвер изменений – возрастающая роль ESG-повестки, в частности ее социальной составляющей. Компании формируют команду, оценивая уровень экспертности и потенциал соискателя. Еще несколько лет назад в поисках управленцев игроки рынка отдавали предпочтение определенному полу соискателя. Сейчас же на первое место выходят профессионализм, опыт, личностные компетенции. И это, безусловно, положительная тенденция».

Опрос проводился в феврале 2022 года. В нем приняли участие 1052 управленца: 55% мужчин и 45% женщин.

<< Самые популярные профессии у самозанятыхСреди HR-менеджеров каждый пятый хочет открыть свой бизнес >>