Лишь две три студентов топовых вузов страны довольны своим обучением в них

 

Почти половина российских студентов отмечают устаревшие программы обучения в ВУЗах. К такому выводу пришли аналитики платформы по работе с молодежью Changellenge >> по результатам опроса студентов. Всего в исследовании участвовали более 5 000 респондентов из 33 ВУЗов по всей России. Среди опрошенных были студенты и выпускники, получившие диплом не более двух лет назад.

В компании узнали уровень удовлетворенности качеством обучения в российских вузах среди студентов. Оценку проводили по методике NPS. NPS – Net Promoters Score, или Индекс лояльности. Он считается по формуле: % довольных респондентов (9-10 баллов) — % недовольных (до 6 баллов). Участникам предложили ответить по шкале от 0 до 10 на вопрос ”Насколько вы готовы рекомендовать вашим друзьям поступать в ваш ВУЗ?”

На Графике можно увидеть результаты по ТОП-33 ВУЗов России. Среди них лидирует РЭШ (Российская экономическая школа). С небольшим отставанием идут ВШМ СПБГУ [1](Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета) и Иннополис (респ. Татарстан). В ТОП вузов попали не только столичные учебные заведения, что говорит о высоком качестве обучения и за пределами Москвы.

Андрей Алясов, СЕО и основатель Changellenge >> отмечает: “В среднем можно заметить, что более всего удовлетворены обучением в свое вузе студенты относительно небольших вузов (РЭШ, Иннополис, ВШМ СпбГУ, МФТИ, МГИМО) или специализированных вузов (те же РЭШ, ВШМ СПбГУ, Иннополис, МФТИ, МГИМО, а также ИТМО, МИСИС, РГУНГ) с более однородными программами обучения молодежи. Крупным и разносторонним вузам (например, СПбГУ, ТГУ, УРФУ или СФУ) сложно поддерживать различные направления подготовки и следить за одинаковой успешностью обучения по всем направлениям. Но есть и успешные примеры: это безусловно НИУ ВШЭ и МГУ, которые несмотря на широту предлагаемых программ отличаются высоким уровнем NPS”.

Также аналитики узнали, что студенты ценят в обучении и чего конкретно им не хватает.

Таким образом, 40% участников поделились, что образовательные программы, которые они проходят или проходили, не совпадают с требованиями рынка труда. Также они отметили и устаревшие программы обучения в ВУЗах.

Несмотря на это, большинство студентов тепло отзываются о своих преподавателях. Так, 94% респондентов отметили хорошие взаимоотношения между учащимися и преподавательским составом.

Также студенты говорят о высоком уровне профессиональной подготовки преподавателей – среди них 85% опрошенных. Однако, даже при высоком уровне преподавателей и хороших взаимоотношениях, проблема в качестве обучения всё же прослеживается. Так, 22% студентов поделились мнением, что их преподаватели ведут занятия «для галочки».

Основная проблема преподавания видится студентам как раз в сухой, неинтересной подаче материала, что может привести к отсутствию тяги к предмету или обучению в целом.

Помимо преподавания, респондентов сильно беспокоит и тема опыта работы. Каждый третий отметил, что не имеет возможности получить опыт работы в компании на производственной практике. Такому же количеству респондентов не хватает развития soft и hard skills.

Говоря про загруженность студентов, можно отметить, что подавляющее большинство положительно отзывались о своей занятости. Лишь 16% опрошенных считают, что их учебная программа перегружена.

Подводя итоги, наиболее острыми проблемами для студентов являются опыт работы и скучная подача материала.


[1] ВШМ выделен отдельно от СПБГУ в связи с высокой разницей программ подготовки в ВШМ и СПБГУ, а также автономностью факультета