Почти половина российских студентов отмечают устаревшие программы обучения в ВУЗах. К такому выводу пришли аналитики платформы по работе с молодежью Changellenge >> по результатам опроса студентов. Всего в исследовании участвовали более 5 000 респондентов из 33 ВУЗов по всей России. Среди опрошенных были студенты и выпускники, получившие диплом не более двух лет назад.
В компании узнали уровень удовлетворенности качеством обучения в российских вузах среди студентов. Оценку проводили по методике NPS. NPS – Net Promoters Score, или Индекс лояльности. Он считается по формуле: % довольных респондентов (9-10 баллов) — % недовольных (до 6 баллов). Участникам предложили ответить по шкале от 0 до 10 на вопрос ”Насколько вы готовы рекомендовать вашим друзьям поступать в ваш ВУЗ?”
На Графике можно увидеть результаты по ТОП-33 ВУЗов России.
Среди них лидирует РЭШ (Российская экономическая школа). С небольшим
отставанием идут ВШМ СПБГУ [1](Высшая
школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета)
и Иннополис (респ. Татарстан). В ТОП вузов попали не только столичные учебные
заведения, что говорит о высоком качестве обучения и за пределами Москвы.
Андрей Алясов, СЕО и основатель Changellenge >>
отмечает: “В среднем можно заметить, что более всего удовлетворены обучением в
свое вузе студенты относительно небольших вузов (РЭШ, Иннополис, ВШМ СпбГУ,
МФТИ, МГИМО) или специализированных вузов (те же РЭШ, ВШМ СПбГУ, Иннополис,
МФТИ, МГИМО, а также ИТМО, МИСИС, РГУНГ) с более однородными программами обучения
молодежи. Крупным и разносторонним вузам (например, СПбГУ, ТГУ, УРФУ или СФУ)
сложно поддерживать различные направления подготовки и следить за одинаковой
успешностью обучения по всем направлениям. Но есть и успешные примеры: это
безусловно НИУ ВШЭ и МГУ, которые несмотря на широту предлагаемых программ
отличаются высоким уровнем NPS”.
Также аналитики узнали, что студенты ценят в обучении и чего
конкретно им не хватает.
Таким образом, 40% участников поделились, что
образовательные программы, которые они проходят или проходили, не совпадают с
требованиями рынка труда. Также они отметили и устаревшие программы обучения в
ВУЗах.
Несмотря на это, большинство студентов тепло отзываются о
своих преподавателях. Так, 94% респондентов отметили хорошие взаимоотношения
между учащимися и преподавательским составом.
Также студенты говорят о высоком уровне профессиональной
подготовки преподавателей – среди них 85% опрошенных. Однако, даже при высоком
уровне преподавателей и хороших взаимоотношениях, проблема в качестве обучения
всё же прослеживается. Так, 22% студентов поделились мнением, что их
преподаватели ведут занятия «для галочки».
Основная проблема преподавания видится студентам как раз в
сухой, неинтересной подаче материала, что может привести к отсутствию тяги к
предмету или обучению в целом.
Помимо преподавания, респондентов сильно беспокоит и тема
опыта работы. Каждый третий отметил, что не имеет возможности получить опыт
работы в компании на производственной практике. Такому же количеству респондентов
не хватает развития soft и hard skills.
Говоря про загруженность студентов, можно отметить, что
подавляющее большинство положительно отзывались о своей занятости. Лишь 16%
опрошенных считают, что их учебная программа перегружена.
Подводя итоги, наиболее острыми проблемами для студентов
являются опыт работы и скучная подача материала.
[1] ВШМ выделен отдельно от СПБГУ в связи с
высокой разницей программ подготовки в ВШМ и СПБГУ, а также автономностью
факультета