Изменить нельзя откладывать: основатель EdCrunch Нурлан Киясов рассказал о будущем гибридного образования

 
Публикация 32 из 215 по теме Digital HR

Гибридное обучение уже вошло в нашу жизнь, но пока не заняло твёрдой позиции: мешает нехватка технического оснащения, навыков работы с инновациями у педагогов и способов учить и учиться онлайн эффективно. О том, как ответить на вызовы пандемии, освоить цифровые технологии и обеспечить персонализацию и доступность знаний для каждого ученика, рассказал Нурлан Киясов — основатель и программный директор конференции EdCrunch on Demand.

Справились на троечку: наш ответ пандемии

В первую волну пандемии вузы и школы массово ушли на удалёнку, и педагогам пришлось на ходу придумывать способы передачи знаний через камеру — никто не готовил их к резкой смене формата. Гибридным обучением это назвать пока нельзя, но винить учителей трудно: до пандемии навыки онлайн-обучения в таком объёме не требовались.

«Больше половины учителей были не способны организовать дистанционный урок сами, но ещё 10 лет назад создать цифровую образовательную среду было бы вообще невозможно. Сейчас педагоги осваивают новые технологии вместе со своими учениками, и поддержать высокую вовлечённость помогут те же инструменты, что используются в социальных сетях: мотивация одобрением, игровые элементы, групповые действия», — говорит Нурлан Киясов.

По данным мониторинга ВШЭ за 2019 год, преподаватели вузов оценили своё владение дистанционными технологиями на 3,2 балла из 5. Студенты ненамного обогнали профессоров: по последним данным, только 12% из них имели опыт дистанционного обучения. Преподаватели читают лекции в Zoom и Skype, отправляют задания в WhatsApp, но студенты не могут учиться по видео, качество у которого ниже, чем у роликов на YouTube. По мнению Нурлана Киясова, образование нуждается не в поиске экстренных способов коммуникации, а в глобальных переменах: кризис показал, насколько сильно школам и вузам нужна цифровизация.

Вопрос на контроле: как оценивать эффективность на удалёнке

Ещё одной проблемой стала эффективность обучения. Академические методы не работают онлайн: педагогам трудно удерживать внимание класса и вовлекать учеников в процесс без личного контакта. Оценки тоже под вопросом: многим не ясно, что ставить в дневник за сидение перед камерой. В этом прогрессивное гибридное обучение выгодно отличается от своей «урезанной» версии, которую сейчас использует большинство школ и вузов.

«Плюсы цифрового формата в том, что педагог видит прогресс каждого ученика и даёт ему мгновенную обратную связь. В будущем это повысит доступность качественного передового образования и позволит строить индивидуальный маршрут не только во время обучения в школе и вузе, но и в течение всей жизни», — считает основатель и программный директор конференции EdCrunch on Demand.

По мнению Нурлана Киясова, невозможно перейти в онлайн без подготовки. Нужен элемент, которого в российском образовательном сегменте пока мало — педагогический дизайн. В создании обучающих программ учитывается всё: от типа аудитории, количества учеников и автопроверки материала до графики, обратной связи и прокторинга. Такие курсы есть, например, на сайте Университета 20.35 — более тысячи направлений в открытом доступе.

«Наша задача — усовершенствовать все процессы и перейти от традиционной академической модели к онлайн-обучению в том виде, который полностью соответствует требованиям времени. Нужно подстраивать образовательную среду под каждого ребёнка, помогать педагогам освоиться с новыми технологиями и внедрять способы оценки эффективности обучения, которые отвечают реалиям цифрового пространства», — отметил Нурлан Киясов.

В идеале учебные заведения должны не только внедрять такие материалы в свои обучающие программы, но и давать равный доступ к ним, персонализируя образовательные маршруты. Однако пока до этого далеко: статистика ВШЭ говорит, что заниматься самообразованием готов только каждый пятый житель России — то есть 22%. Для сравнения, применять цифровые технологии для удалённого обучения на Кипре или в Сербии готовы больше 90% населения.

Прервать трансляцию: как изменить образование к лучшему

Нурлан Киясов уверен — в России невозможно построить систему качественного и доступного гибридного образования, пока вузы и школы не прекратят транслировать устаревший опыт. Здесь многое зависит от руководства образовательных учреждений, говорит эксперт: «Директора должны делать всё возможное для обеспечения школ материально-технической базой и поддерживать цифровизацию. В онлайн-среде педагоги могут использовать все каналы для распространения цифрового контента, комбинируя технологии и традиционные методики преподавания, что в итоге выведет сферу образования на новый уровень».

По словам Нурлана Киясова, нужно обеспечить педагогов, ректоров вузов и директоров школ актуальным опытом, познакомить учителей с новинками EdTech-рынка и методами их применения. Задача всех участников образовательного процесса — решить, как система будет развиваться в ближайшем будущем. Именно это будет происходить в ходе VII глобальной конференции по новым образовательным технологиям EdCrunch on Demand.

«Только осознавая необходимость перехода на новый технологический уровень, можно вплотную подойти к применению умных технологий в образовании. Мир трансформируется, нужны новые форматы и умение ими пользоваться. Будущее за гибридным обучением, и на конференции EdCrunch on Demand передовые эксперты, которые прямо сейчас трансформируют образование, донесут свой опыт до широкой аудитории», — говорит Нурлан Киясов.Конференция EdCrunch on Demand проводится НИТУ «МИСиС» и Университетом 20.35 при поддержке Минобрнауки РФ и Mail.ru Group. Мероприятие пройдёт онлайн на специальной интерактивной платформе с 8 по 10 декабря.  Принять участие могут все желающие, регистрация открыта на сайте мероприятия.

<< Тестируем технологии VR в обучении персонала. Лучшие практики.«Хорошо устроились» — Работа.ру и «Рамблер» запустили подкаст о карьере в digital >>