49% HR-профессионалов признают эффективность мотивирования акциями и опционами

 

Такой вывод содержится среди результаты исследования рекрутинговой компании «Бигл» на тему «Мотивация посредством премирования акциями и опционами». Исследование проводилось в феврале-марте 2012 года, в нем приняли участие около 500 сотрудников компаний по всей России.

В информации об исследовании отмечается, что весьма популярный инструмент мотивации на западе – премирование акциями и опционами. По мнению представителей бизнеса, это позволяет объединить цели собственника и наемных работников, которые заключаются в увеличении стоимости компании на рынке. Кроме этого, здесь используется элемент нематериальной мотивации: помимо того, что сотрудник получает дополнительный доход, он чувствует себя «совладельцем» бизнеса.

Существуют разные схемы такой мотивации: некоторые работодатели дают только право приобретения акций компании (опционы), некоторые презентуют акции как бонус за успешную работу, по прошествии испытательного срока или по выслуге лет. «Схема предоставления акций и опционов зависит от политики компании – большинство работодателей дает эти привилегии исключительно на время работы сотрудника в компании, но в некоторых случаях решение принимается в зависимости от причин увольнения», – говорит Наталья Фридрикова, генеральный директор рекрутинговой компании «Бигл».

При том что такие программы очень распространены за границей, в России их использует лишь малая часть – среди опрошенных «Бигл» их оказалось 12%, еще 4% респондентов отметили, что их организации планируют внедрить такие программы в ближайшее время. Согласно исследованию, 19% сотрудников получали акции или опционы когда-либо в своей трудовой деятельности и 7% имеют их в пакете вознаграждения сейчас. По опыту респондентов, чаще всего такая форма мотивации в следующих секторах рынка: ТНП (29%), медицине/фармации (28%), индустриальном секторе (13%) и финансовом (9%).

49% HR-профессионалов, принявших участие в исследовании «Бигл», сошлись во мнении, что предоставление акции и опционов – эффективный инструмент мотивации персонала. 20%, однако, не согласились с этим мнением, а 31% затрудняются ответить.

При этом половина опрошенных работников считает наличие акций и опционов в системе вознаграждений важным фактором при выборе работодателя – они предпочтут предложение именно с наличием такого компонента в пакете.

Отмечается также, что пролонгированный доход более интересен мужчинам (32%), чем женщинам (18%), которые отдали большинство своих голосов за выгоду «здесь и сейчас» – они выберут того работодателя, который предложит более высокий уровень зарплаты. Также исследование показало, что многое зависит и от положения в компании – вместо дохода от акций за повышение оклада проголосовали и работники начального уровня.

«Чем выше позиция сотрудника, тем выше стремление обладать ценными бумагами компании – это подтверждается нашим исследованием. Руководителям высшего звена важно ощущать себя в роли партнера, а финансовые знания и статус позволяют им оценить преимущества такого бонуса», – говорит Наталья Фридрикова.

Опрос показал, что в более чем в половине случаев программа мотивации акциями и опционами распространяется на весь коллектив, и самая частая причина ее внедрения – удержание кадров (41%). 27% опрошенных представителей HR-служб используют ее в качестве поощрения, а 18% считают, что она повысит заинтересованность персонала в благосостоянии компании. И действительно – 52% респондентов-работников ответили, что бонус акциями и опционами усилит их вовлеченность в финансовые результаты компании.

Но при этом нет ясности, насколько увеличится доход работника: 79% HR-менеджеров, использующих программу мотивации ценными бумагами, затрудняются ответить на этот вопрос. Оставшиеся 21% считают, что рост годового дохода может составить до 30%. Сходие сомнения присутствуют и у самих работников: у них нет уверенности, что «ценность акций прозрачна и управляема», а также что совет директоров не примет решение о дополнительном выпуске акций, что негативно отразится на их стоимости. По мнению некоторых работников, такая схема эффективна, если она «носит характер добровольного приобретения, а не насильственного вручения». Но при этом, есть сотрудники, готовые снижать зарплатные ожидания в пользу прибыли от акций или опциона, и таких среди опрошенных 21%. 19% сотрудников затруднились ответить на вопрос о своих предпочтениях.

Справка о компании «Бигл»

Источник: «Бигл»