Мобильность персонала в России: что нового?

 
Отношение россиян к мобильности и релокации исследовали весной 2015 г. в рекрутинговой компании «Бигл». Участие в исследовании приняли 1460 сотрудников компаний из различных отраслей (из них 49% женщин и 51% мужчин; 68% респондентов младше 36 года) и 420 компаний-работодателей РФ.

Были сопоставлены потребности в релокации работодателей и работников. Результаты показывают, что 80% компаний ее практикуют, в то время как переехать в другой город готовы 57%, при этом среди мужчин таких 52%, а среди женщин 35%. Интересно, что среди опрошенных был ряд работников, которые не нацелены на переезд, но готовы рассмотреть его, если это будет «предложение, от которого нельзя отказаться». Поэтому можно предположить, что решение части оставшихся 43% во многом зависит от открывающихся перед ними возможностей. Согласно ответам работодателей, наиболее востребованы для релокации руководители высшего звена, далее следуют инженерно-технический персона и рабочий персонал. Среди вариантов «другое» большинство работодателей отметило менеджеров по продажам.

Экономическая ситуация диктует свои условия, и в рамках исследования «Бигл» поставил перед собой задачу узнать, как изменилось отношение к релокации за последние полгода. Результаты демонстрируют, что у половины опрошенных оно действительно изменилось, и при этом ответы обеих аудиторий коррелируют — примерно треть и работников, среди которых больше мужчин, и работодателей отмечают, что релокация стала им более интересна. По уровню позиций наиболее мобильной оказалась категория высшего менеджмента — именно они нацелены на переезд и стали более открыты к нему за последние полгода. Работники готовы менять регион, а работодатели отмечают, что релокация стала им более интересна, поскольку на рынок вышло много достойных кандидатов. Десятая часть обеих аудиторий перестала рассматривать релокацию, и причина тому для работодателей — это наличие интересных соискателей в регионе присутствия. А 60% соискателей и 56% работников сообщили, что их мнение не изменилось.

Обстоятельства, при которых у работников сформировано стремление изменить регион, практически в равных пропорциях поделились на две части: одна половина вынуждена искать работу в другом регионе, так как не может найти ее в своем. Вторая половина получила предложение от текущего работодателя. При этом причины, которые побуждают их рассматривать релокацию, условно можно разделить на несколько групп. Первое это семейные обстоятельства: «Часть семьи живет в другом городе, хочу с ней воссоединиться». Второе — экология: «Мне важна близость к природе — хочу переехать в более спокойное и экологичное место». Третье —карьерные амбиции: «Желание расти дальше и получить новый опыт». И четвертое — это финансовая составляющая: «В другом регионе выше заработная плата по моей специальности» или «Это возможно только временно в рамках проекта за очень хорошее материальное вознаграждение». Нематериальные блага также влияют на готовность соискателей к релокации, и интересно, что во многих моментах расстановка приоритетов схожа приоритетами с работодателей, однако возможности последних ниже. Анализируя данные исследования, мы видим, что наиболее популярный ответ как среди соискателей, так и работников это оплата аренды жилья. При этом работники все же видят в этом большую важность. Также как и компенсация за организацию переезда — эта опция в релокационном пакете присутствует всего у 17% опрошенных компаний, в то время как половина работников считает, что она необходима. «Дотации на питание и так называемые „подъемные“ хотели бы видеть почти половина работников, но предлагают их около трети опрошенных компаний. В целом, мы видим, что потребности работников практически по всем пунктам превосходят то, что могут себе позвонить работодатели на сегодняшний день. Лишь один пункт в балансе — это заказ и оплата билетов для переезда. Стоит отметить, что не все опции являются финансово затратными, и зачастую работнику важна соц. поддержка, и к этому можно отнести, например, содействие в оформлении в детский сад или школу. Треть работников высказывают в этом потребность, при этом помочь могут в этом чуть больше 10% работодателей», — комментирует данные исследования генеральный директор «Бигл» Наталья Фридрикова. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и с трудоустройством супруги или супруга. В рамках варианта «другое» большинство опрошенных работодателей ответили, что не имеют релокационного пакета.

Один из вариантов, как компании выходят из положения с целью оптимизации затрат — это переезд офиса. «Бигл» узнал у работодателей, рассматривают ли они такую возможность, и оказалось, что таких компаний чуть менее 20%, половина из которых не исключает это для головного офиса, а половина для региональных. Также «Бигл» задал работодателям вопрос, планируют ли они воспользоваться возможностями, которые открывает перед ними новое законодательство, и нанимать персонал в регионы, «включенные в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным». Среди опрошенных таких пока было лишь 5%, большинство остальных работодателей отметили, что это новая для них информация. При этом 43% кандидатов считают развивающиеся территории интересными для переезда, и наиболее предпочтительна такая возможность для людей 26-30 лет, ее выбрал 61% опрошенных данной категории, и меньше всего для работников 20-25 лет, 34%.
 
 

Еще на HRpuls.ru: