Топ 1000 российских менеджеров

 

Опубликован 19й ежегодный рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров». Динамика по отраслям отличается незначительно по сравнению с прошлым годом, однако в рейтинге в этом году заметно больше новых персон. Как отмечают аналитики ИД «Коммерсант», главное отличие 19-го ежегодного исследования «Топ-1000 российских менеджеров», которое в текущем году представляют Ассоциация менеджеров и ИД «Коммерсантъ»,— пересмотр методики определения бизнес-лидеров (напомним, это не менеджеры из рейтинга топ-1000, а те, чьи действия, по мнению бизнес-сообщества, во многом формируют вектор развития экономики страны). (продолжение комментария см. ниже).

Лидеры рейтинга среди топ-менеджеров по отраслям: https://www.kommersant.ru/doc/3751586

Лидеры рейтинга среди HR-директоров: https://www.kommersant.ru/doc/3751597

 

ФИО

Компания

Должность

  Информационные технологии    
1 Хабарова Полина Михайловна «КРОК Инкорпорейтед» Заместитель генерального
директора по работе с
персоналом, CTO (Chief
Transformation Officer)
2 Соломатина Вера Владимировна SAP CIS HR-директор
3 Забежинский Леонид Вениаминович IBS Заместитель генерального
директора по организационному
развитию
4 Шалашилина Надежда Владимировна Группа компаний ЛАНИТ Директор по персоналу
5 Гурленов Андрей Владимирович РТИ Заместитель генерального
директора по управлению
персоналом

 

ИД «Коммерсант»:

Мы решили, что в их списке должны присутствовать не только «капитаны экономики» (их состав, надо признать, в последние годы не особенно сильно менялся), но также и те, кто пусть и не управляет сверхкрупными материальными ресурсами, но является важными креативными фигурами и влияет, в том числе идеологически, на развитие своих отраслей или общества в целом. Словом, в условиях информационного общества следует ориентироваться не только на настоящее, но и на будущее, которое во многом формируется не за счет материальных ресурсов, а благодаря идеям.

В связи с этим была пересмотрена методика формирования списка лидеров. А именно изначальный вариант списка, который в дальнейшем дополнялся и верифицировался членами «Академии премии «Топ-1000″», был сформирован Ассоциацией менеджеров и ИД «Коммерсантъ» с учетом рейтингов цитируемости в СМИ, предоставленных компанией «Медиалогия» (подробнее методику формирования рейтингов «Топ-1000» см. на стр. 19).

Это привело к появлению в списке бизнес-лидеров целой плеяды новых имен. Прежде всего бросаются в глаза представители «четвертой власти»: главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, основатель Telegram Павел Дуров, главред МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян, гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст. Также отметим существенное увеличение в списке количества предпринимателей, чей бизнес связан преимущественно с потребительским сегментом: к основателю «Магнита» Сергею Галицкому присоединились президент «Мираторга» Виктор Линник, создатель Novikov Group Аркадий Новиков, президент «М.Видео» Александр Тынкован.

При этом список бизнес-лидеров существенно расширился: в нем стало 42 имени против 28 в прошлом году, при этом 16 имен в прошлом году в него не входили.

Если говорить о тех, кто в нынешнем году покинул список бизнес-лидеров, их всего двое — Михаил Задорнов и Михаил Гуцериев. Михаил Задорнов после решения о присоединении банка ВТБ 24, президентом которого он был, к банку ВТБ с начала текущего года возглавил банк «ФК Открытие», что очевидно означает снижение «ресурсного веса»: ВТБ 24 на начало этого года занимал четвертое место по активам и второе по объему вкладов граждан среди российских банков, «ФК Открытие» по обоим этим параметрам был на восьмом месте, к тому же он находится в процессе санации, проводимой структурами Центробанка. Что касается Михаила Гуцериева, то его вес в глазах коллег, вероятно, мог снизиться также в рамках прошлогодней истории с санацией крупнейших банков — в данном случае Бинбанка.

Сравнительный анализ

Если говорить о новых именах, появившихся в списке «Топ-1000 российских менеджеров», мы, как обычно, рассчитывали «коэффициенты обновления», то есть процент новых имен, появившихся по каждой менеджерской позиции в каждой отрасли в нынешнем году по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, рассчитывались аналогичные коэффициенты по каждой менеджерской позиции (усредненные по всем отраслям) и по каждой отрасли (усредненные по всем позициям). В последнем случае мы не принимали во внимание статистику по высшим руководителям: поскольку многие из них являются одновременно и владельцами бизнеса, их положение отличается от положения наемных менеджеров и не может служить характеристикой активности ротации ведущих управленческих кадров.

«Коэффициент обновления» в целом по «Топ-1000 российских менеджеров» в текущем году составил 43%. Этот результат скорее ниже среднего: в прошлом году было 47%, в 2016-м — 42%, в 2015-м — 44%, в бурном 2014-м — 56%, в 2013-м — 45%.

При этом обращают на себя внимание средние результаты по отдельным должностным позициям и по отдельным отраслям, которые не особенно сильно отличаются от среднего по системе в целом. В прошлом году, например, при среднем общем коэффициенте 47% встречались значения 77-79% (по отраслям «лесная и лесоперерабатывающая промышленность» и «сельское хозяйство»), 26% («химическая промышленность»), 60% и 56% («директор по IT» и «коммерческий директор»). В текущем году при среднем «коэффициенте обновления» по всем отраслям и позициям 43% соответствующие коэффициенты по отраслям находятся в диапазоне 30-56%, по позициям — в диапазоне 26-51% (а если исключить набравшую 26% позицию «директор по корпоративному управлению» — в диапазоне 37-51%).

С точки зрения профессиональной специализации самые большие изменения в нынешнем году произошли в рейтингах директоров по правовым вопросам, директоров по логистике и финансовых дикторов — 51%, 50% и 48% новых имен соответственно. Меньше всего изменений — среди директоров по корпоративному управлению (26%), высших руководителей (37%) и HR-директоров (41%).

В отраслевом разрезе наибольшее число изменений в списках топ-менеджеров в машиностроении (56%), страховании (52%) и фармацевтике (52%), наименьшее — в металлургии (30%), топливно-энергетическом комплексе (33%), финансовом секторе и сельском хозяйстве (по 36%).

Впрочем, повторимся, разброс средних значений «коэффициентов обновления» как по отраслям, так и по профессиональным позициям в текущем году невелик, так что делать из этих цифр какие-либо далеко идущие выводы в части сравнительного анализа, видимо, не следует.