Коммуникация и умение общаться — основной необходимый навык, по мнению современной молодежи

 

Ежегодно 15 июля отмечается Всемирный день навыков молодежи (World Youth Skills Day), учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2014 года (резолюция A/RES/69/145). Мероприятие направленно на повышение уровня информированности о важности инвестирования в развитие навыков молодежи, а также на инициирование диалога между молодыми людьми, системой образования и бизнесом.

По этому поводу международная рекрутинговая компания Hays опросила более 22 000 молодых людей, чтобы узнать, какими навыками должны обладать эффективные сотрудники. Опрос проходил в период с 25 июня по 2 июля 2021 года.

Среди предложенных в опросе вариантов ответов — коммуникация, умение решать проблемы, инициативность и умение сотрудничать. Более трети (36%) респондентов отметили, что коммуникация, или умение общаться, — самый важный навык сегодня; 25% сказали, что это умение решать проблемы; 21% выбрали инициативность, а 17% — умение сотрудничать.

В этом году в фокусе Всемирного дня навыков молодежи — влияние пандемии на молодое поколение. По всей видимости, те, кому сегодня от 15 до 24 лет, сильнее подвержены влиянию коронакризиса, чем возрастные специалисты. В 2020 году наем молодежи по всему миру уменьшился на 9%, тогда как «взрослое» падение составило всего 4%. Это значит, что молодых людей стали брать на работу в два раза реже, чем опытных сотрудников.

Алексей Штейнгардт, генеральный директор Hays в России и Швеции: «По прогнозам аналитиков, количество молодежи к 2030 году увеличится почти на 80 миллионов человек. Чрезвычайно важно обучить их навыкам, которые пригодятся в будущем. Именно это основная задача образования и всех обучающих мероприятий. И ответственность здесь лежит не только на самих специалистах, но и на системе образования и непосредственно на бизнесе».

Пандемия сильно повлияла на обучение молодых людей. Из-за карантинных ограничений различные тренинговые и обучающие программы были прерваны или перестроены для 86% учеников и 83% стажеров и практикантов. Многие молодые люди работали в индустриях, на которых последствия пандемии сказались сильнее всего, — например, в ритейле и гостиничном бизнесе. Также представители молодого поколения чаще работали (и работают) на временных должностях как частично занятые или без контрактов.

Более того, молодые специалисты, которые не могут найти работу, едва ли имеют возможность развивать свои профессиональные навыки и компетенции. Это снижает их шансы на трудоустройство и возможность хорошо зарабатывать в будущем. Одновременно это усиливает проблему дефицита квалифицированных кадров, вызванную преимущественно разрывом между навыками специалистов и навыками, в которых нуждаются компании для эффективной работы.

Сегодня работодатели также обращают все больше внимания на гибкие, надпрофессиональные навыки — soft skills. Именно они зачастую будут основным показателем того, сможет ли человек стать членом команды, влиться в коллектив, постоянно обучаться новому и повышать свою квалификацию. Особенно это касается молодых специалистов, которым только предстоит освоить профессиональные компетенции: наличие определенных soft skills может оказаться для работодателя приоритетным.

Анна Михеева, директор практик международной рекрутинговой компании Hays: «Коммуникация — действительно один из тех навыков, которые сегодня нужны и начинающим, и более опытным специалистам. Необходимо уметь работать в команде, взаимодействовать внутри компании и доносить основные сообщения во внешний мир. Кандидатам, которые сейчас ищут работу, нужно помнить, что коммуникация начинается с первой строчки резюме: то, как человек умеет себя представить, рассказать о ключевых компетенциях, подчеркнуть свои сильные стороны, и есть элементы первого взаимодействия с потенциальными работодателями. Чтобы привлечь внимание к своей кандидатуре, молодым людям нужно обязательно указывать в резюме все, что имеет отношение к их развитию: сертификаты о повышении квалификации, волонтерскую активность, творчество, все варианты подработки, проектные работы, хобби, а также посещение профильных офлайн- или онлайн-мероприятий. Все это может показать потенциальному работодателю, что кандидат готов идти вперед и развиваться, несмотря ни на что и вне зависимости от обстоятельств, которые его окружают».