25 октября 2010 года Яндекс запустил проект Яндекс.Работа. Проект уже претендует на статус самого крупного агрегатора вакансий в Рунете. Для справки: агрегатор вакансий — это сайт, который собирает вакансии с других сайтов и публикует краткую информацию о них и ссылку на сайт-источник.
Суть проекта
Таким образом, Яндекс не стал создавать собственный сервис Интернет-рекрутинга, позволяющий размещать вакансии и резюме. А вместо этого использовал свой поисковый механизм для обработки вакансий, размещаемых на уже существующих рекрутинговых сайтах.
Интересный момент заключается в том, что для любого рекрутингового сайта размещение вакансий на Яндекс.Работе — дело совершенно добровольное. Чтобы Яндекс показывал вакансии с конкретного рекрутингового сайта, данный сайт должен вначале стать членом партнерской программы Яндекса (подробности — здесь). Однако на сегодняшний день все 5 ведущих рекрутинговых сайтов (Headhunter.ru, Superjob.ru, Rabota.mail.ru, Rabota.ru, Job.ru) уже стали партнерами Яндекса. Соответственно, размещение вакансии на одном из этих сайтов (равно как и на любом другом партнерском сайте) автоматически делает эту вакансию доступной и пользователям Яндекса.
Pro — что хорошо в проекте
Преимущества у проекта Яндекс.Работа следующие:
- Возможность производить поиск по подавляющему большинству вакансий Рунета с одного ресурса.
- Интеграция с поисковым механизмом Яндекса — теперь поисковые запросы, связанные с поиском работы, приводят, в первую очередь, на специализированный проект Яндекс.Работа. Здесь необходимо отметить, что доля поискового трафика, например, для такого ресурса, как Headhunter.ru, до последнего времени была сравнительно небольшой — порядка 10%. Яндекс.Работа потенциально сможет увеличить этот показатель, равно как и общее количество посещений рекрутинговых сайтов, ведь лучшая представленность в поисковой выборке должна привести туда большее количество посетителей. Именно поэтому, на мой взгляд, все лидирующие рекрутинговые ресурсы поспешили вступить в партнерскую программу Яндекса.
- Интеграция с Моим Кругом — пока, впрочем, степень интеграции более чем слабая, но как направление развития это, безусловно, перспективно.
Contra — что в проекте плохо
На сегодняшний день очевидно наличие большого количества технических недостатков проекта, в частности:
- Весьма неудобна система переключения региона. По сути, нормальный поиск вакансий по регионам просто отсутствует.
- Описание вакансий во многих случаях совершенно неинформативно. Остается полагаться исключительно на название вакансии.
Собственно, на мой взгляд, данные недостатки, в основном, ограничивают функционал проекта до простого расширения поисковой функции Яндекса. Говорить о Яндекс.Работе как о полноценном механизме поиска вакансий пока не представляется возможным.
Перспектива для рынка
Яндекс.Работа в нынешнем виде способна несколько повысить эффективность существующих традиционных механизмов Интернет-рекрутинга (досок объявлений о вакансиях). Однако перспектива развития рынка сейчас скорее видится как увеличение интеграции с социальными сетями и, в целом, повышение социализации процесса поиска работы. Проект Яндекс.Работа пока демонстрирует лишь очень слабое движение в этом направлении через невысокую степень интеграции с сетью Мой Круг. На мой взгляд однако, только более решительные шаги в сторону социальных сетей способны реально повлиять на рынок и обеспечить проекту Яндекс.Работа достойное место на этом рынке.
Ссылки по теме:
Яндекс.Работа: http://rabota.yandex.ru/
Пресс-релиз Яндекса: http://company.yandex.ru/news/press_releases/2010/1025/index.xml
Обсуждение темы на Roem.ru: http://roem.ru/2010/10/25/addednews16978/ (обращу внимание, что job.ru на сегодняшний день входит в партнерскую программу Яндекса)
Павел Шухман, HRpuls.ru